Да?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Никоноров Кирилл. 12:48:28 05/03/1999
в ответ на: Да!, отправлено Igor 12:11:09 05/03/1999

Здравствуйте! 
 
Отвечу сразу Антону и Игорю. 
 
>> Я не предполагаю, я ЗНАЮ, что очень многим просто НЕПОНЯТНО все то, в чем они сами участвуют. 
>  
> Совершенно согласен с вами, Антон. Человек всегда должен отдавать себе отчет, что он делает. Кстати это касается не только языка богослужения, например, всегда ли слышны слова "тайной" молитвы на которую народ отвечает "аминь" 
 
Я совершенно согласен, что богослужение должно быть понятно. И мне кажется, что сделать его таковым вполне в наших силах. Для этого нужно приходить в храм на молитву, а не отстоять службу. Мне тоже пока понятно в богослужебных текстах вовсе не каждое слово или выражение, однако стараюсь с благоговеянием принимать все то, что щедро предлагает мне Святая Церковь, не отнимая и не прибавляя, а пытаясь вникнуть, осознать, почувствовать смысл и глубину православной литургики и гимнографии. Я отдаю себе отчет в том, что подступаю к великому наследию святых мужей, святителей, сочинителей духовных текстов и говорю себе — смирись, непонятно сейчас? — Вникай, разбирайся, думай и молись о даровании разумения. Антон говорил, что многие увлечены в храме благолепием, блеском свечей, пением и не вникают в смысл молитвы. Но есть у меня опасение, что после замены славянского языка в богослужении русским, ничего не изменится. Станет немного привычнее, доступнее для новообращенных, но если не было молитвы, то и не появится. Если нет усердия к духовному деланию сейчас, то нет и никакой гарантии, что оно появится при руссификации службы. Да и так ли непонятно богослужение? Сейчас можно свободно достать полные тексты всех суточных служб. Что мешает, придя в храм, открыть книжечку с текстом Литургии Иоанна Златоустого и следить по ней за службой? Один-два раза так сделаете и все станет текстологически ясно. Другое дело — смысл. Есть прекрасные толкования богослужебных тестов, что мешает их просмотреть перед службой? Непонятно чтение Евангелия или Апостола? Дома взяли и прочитали перед походом в храм. Труднее с Паремиями и кафизмами. Но их тоже можно просмотреть перед службой. Главное здесь — это включенность в живую церковную традицию, старание жить в церкви, с Богом не только стоя в храме, но и в остальное время. Недавно читал интересные впечатления православного батюшки о церковной жизни в Америке. Так вот, главное, по его мнению, отличие православных от всех остальных конфессий — это, как бы, наше расширение границ храма на всю остальную жизнь, создание домашней церкви. Помолившись в храме, взирая на лики святых, слушая богодухновенные песнопения, мы несем это в себе, приносим домой и там, перед иконами, тем же языком богообщения продолжаем молитвенное делание. Наша богатейшая духовная традиция помогает в этом, создает необходимую атмосферу молитвы, защищает от мирской суеты. Это, мне кажется, одновременно как бы щит от мира земного и окно в мир горний. Иные же, скажем, протестанты, по выходе из храма забывают о богообщении, словно выполнив некую обязанность — погружаются обратно в сверкающий и страстный мир. Там нет того богатства (они сами отвергли его), которое бы возводило человека от суеты к Богу. И вот нам теперь предлагают тоже отказаться от этого, впустить суету в храм. Пусть сначала через упрощение служб, введение русского языка. Но потом этот процесс, однажды запущенный, по нашей похоти пойдет и дальше, как снежный ком нарастет лавина обновлений, приведущая к тому, что мы будем заезжать в храм по пути из парикмахерской в супермаркет, чтобы поставить свечку и отдать свою долю оброка Богу. Так вот, славянский язык является неотъемлемой частью этого самого духовного наследия, традиции, которая не дает нам погрязнуть в житейских попечениях, а выводит, вытаскивает на Свет. Много написано о богословии иконы, но все ли знают ее мистический смысл окна в мир Божий. И никто не думает возродить ересь иконоборчества снова. Язык церкви есть та же икона, тот же образ, окно в горний мир, только в слове, а не в красках.  
Поэтому и хочу спросить — разве не стоит ради этого немного потрудиться?  
 
Непонятные места есть во многих молитвословиях. К примеру, все ли правильно понимают песнь "Взбранной Воеводе...", но достаточно один раз объяснить смысл стиха и все становится на свои места. Антон прав, нужно учить людей, но важнее самим желать учиться, это того стоит! 
 
Что касается священнической молитвы в алтаре, то не все же батюшки обладают богатырским голосом. Можно дома взять служебник и посмотреть эти части. Я сам первое время так и делал, да и сейчас иногда беру на всенощную книжку с ее последованием. Очень полезно. 
 
С уважением, 
Кирилл.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]