Обновленцы. (Ответ Кириллу Никонорову)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Ольга 17:37:21 05/03/1999:

Добрый вечер, Кирилл! 
 
 
> А какое решение вы предлагаете? Создать параллельные приходы для "продвинутых" и "чайников"?  
 
Значит моя позиция такова. По возможности вообще ничего в существующем Уставе менять не надо, я против каких-либо реформ, но уж если нашлись священнослужители, что решили пойти навстречу нынешнему бездуховному обществу, не надо по крайней мере их третировать, так как "продвинутые" 
всё равно ничего не теряют, а "чайники" приобретают. Разумеется я говорю только о тех случаях, когда Уставу ничего серьёзного не грозит, а то так можно совсем докатиться. Что касается конкретно русского языка, то я лично не вижу повода для гонений. А вот что касается дальнейшего "разложения", то вышестоящие власти и их законы никто не отменял. Надо просто трезвее подходить к проблеме обновления, ведь под этим термином 
можно подразумевать самые разные вещи. В любом случае эта тема обоюдоострая — и в обновлении, и в фундаментализме можно дойти до крайностей. 
 
> долгий путь постоянного самопринуждения, духовной брани. Для того, чтобы вести эту брань, необходимо оружие и самое высокоточное, совершенное оружие имеется в Православии. Но им нужно учиться пользоваться. 
 
А Вы думаете, о.о. Кочетков, Чистяков, Борисов всему этому не учат? 
Ну сделали они часть богослужения доступнее и понятнее для большинства, разве они проповедуют при лёгкие пути? 
 
>Переступив порог храма, кто-то пугается — да тут все непонятно, страшно, мне тут не место! И вот тут нужна молитва и помощь. И скоро милостью Божией и усердием, человек не мыслит себя вне стен храма, жадно впитывает слова, пытается уяснять тонкости и непонятные места в богослужении и с удивлением обнаруживает, что страшный и непонятный доселе мир открывается несметными сокровищами живого православного духа.  
 
То есть Вы предлагаете человеку осваивать узкий путь спасения путём бросания его в воду: "Посмотрим выплывет или не выплывет"? Но ведь долг пастыря не только молитвы в алтаре об овцах, но и максимально близкий и искренний контакт с ними. А у нас богослужения выглядят довольно отчужденными от народа — священнослужители сами по себе, прихожане сами по себе. Я не призываю что-то менять, опыт раннего христианства в наших условиях всё равно не пройдёт, но я призываю не судить строго тех, кто старается приблизиться к народу от любви к нему, а не ради удовлетворения каких-то личных амбиций. 
 
> Конечно нет! Но церковнославянский, при должном усердии, откроет перед человеком всю полноту православного богослужения. Зачем же заранее лишать себя этого? 
 
А что, кто-то из вышеперечисленных отцов призывал к отказу от церковнославянского? 
 
> Совершенно справедливо. Но не прийдет же нам в голову из-за этого > менять церковные каноны в угоду нашей необученности. Есть катехизация, 
> есть проповедь и есть литургика.  
 
Кстати некоторые катехизацию не проходили, я в том числе. Конечно это не оправдание, впрочем не думайте, что я под себя гребу — катехизацию я прошла по ходу действий, но надо учесть, что иногда её просто недостаточно! 
 
> Я чадо церкви и оказываю ей послушание. Есть мнение Патриарха, с какой стати мне нужно этому противиться, тем более, что я считаю его постановление правильным. 
 
Патриарха слушать безусловно надо, но известно, что ему часто приписывают слова и поступки, которые к нему отношения не имеют. 
Тоже сразу поверите? 
 
> Увы, если бы о. Кочетков занимался только катехизаций, то к нему, возможно, и не возникло бы вопросов. Но когда его катехизаторские приемы распространяются на область мистическую, на богословие и богослужение, то тут нужно внимательно присмотреться к сущности этого богословия. Несомненно, его прихожане приходят в Церковь, но вот остаются ли они в ней, продолжая следовать ему? 
 
А вот эту тему давайте обсуждать не будем, ибо это уже законничество: "Я правильно молюсь и пощусь, а они нет". Кто знает? 
 
> Почитайте жизнеописание и труды архиеп. Иллариона (Троицкого). Это хоть и про давнишних обновленцев, но весьма поучительно ныне. 
 
Знаете, я наверное не скоро найду время на поиски и чтение данной книги, но всё же Вы полагаете, что фанатизм на почве консерватизма невозможен? 
 
 
 
Ольга


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]