[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Ольга 17:37:21 05/03/1999:
Добрый вечер, Кирилл! > А какое решение вы предлагаете? Создать параллельные приходы для "продвинутых" и "чайников"? Значит моя позиция такова. По возможности вообще ничего в существующем Уставе менять не надо, я против каких-либо реформ, но уж если нашлись священнослужители, что решили пойти навстречу нынешнему бездуховному обществу, не надо по крайней мере их третировать, так как "продвинутые" всё равно ничего не теряют, а "чайники" приобретают. Разумеется я говорю только о тех случаях, когда Уставу ничего серьёзного не грозит, а то так можно совсем докатиться. Что касается конкретно русского языка, то я лично не вижу повода для гонений. А вот что касается дальнейшего "разложения", то вышестоящие власти и их законы никто не отменял. Надо просто трезвее подходить к проблеме обновления, ведь под этим термином можно подразумевать самые разные вещи. В любом случае эта тема обоюдоострая и в обновлении, и в фундаментализме можно дойти до крайностей. > долгий путь постоянного самопринуждения, духовной брани. Для того, чтобы вести эту брань, необходимо оружие и самое высокоточное, совершенное оружие имеется в Православии. Но им нужно учиться пользоваться. А Вы думаете, о.о. Кочетков, Чистяков, Борисов всему этому не учат? Ну сделали они часть богослужения доступнее и понятнее для большинства, разве они проповедуют при лёгкие пути? >Переступив порог храма, кто-то пугается — да тут все непонятно, страшно, мне тут не место! И вот тут нужна молитва и помощь. И скоро милостью Божией и усердием, человек не мыслит себя вне стен храма, жадно впитывает слова, пытается уяснять тонкости и непонятные места в богослужении и с удивлением обнаруживает, что страшный и непонятный доселе мир открывается несметными сокровищами живого православного духа. То есть Вы предлагаете человеку осваивать узкий путь спасения путём бросания его в воду: "Посмотрим выплывет или не выплывет"? Но ведь долг пастыря не только молитвы в алтаре об овцах, но и максимально близкий и искренний контакт с ними. А у нас богослужения выглядят довольно отчужденными от народа священнослужители сами по себе, прихожане сами по себе. Я не призываю что-то менять, опыт раннего христианства в наших условиях всё равно не пройдёт, но я призываю не судить строго тех, кто старается приблизиться к народу от любви к нему, а не ради удовлетворения каких-то личных амбиций. > Конечно нет! Но церковнославянский, при должном усердии, откроет перед человеком всю полноту православного богослужения. Зачем же заранее лишать себя этого? А что, кто-то из вышеперечисленных отцов призывал к отказу от церковнославянского? > Совершенно справедливо. Но не прийдет же нам в голову из-за этого > менять церковные каноны в угоду нашей необученности. Есть катехизация, > есть проповедь и есть литургика. Кстати некоторые катехизацию не проходили, я в том числе. Конечно это не оправдание, впрочем не думайте, что я под себя гребу катехизацию я прошла по ходу действий, но надо учесть, что иногда её просто недостаточно! > Я чадо церкви и оказываю ей послушание. Есть мнение Патриарха, с какой стати мне нужно этому противиться, тем более, что я считаю его постановление правильным. Патриарха слушать безусловно надо, но известно, что ему часто приписывают слова и поступки, которые к нему отношения не имеют. Тоже сразу поверите? > Увы, если бы о. Кочетков занимался только катехизаций, то к нему, возможно, и не возникло бы вопросов. Но когда его катехизаторские приемы распространяются на область мистическую, на богословие и богослужение, то тут нужно внимательно присмотреться к сущности этого богословия. Несомненно, его прихожане приходят в Церковь, но вот остаются ли они в ней, продолжая следовать ему? А вот эту тему давайте обсуждать не будем, ибо это уже законничество: "Я правильно молюсь и пощусь, а они нет". Кто знает? > Почитайте жизнеописание и труды архиеп. Иллариона (Троицкого). Это хоть и про давнишних обновленцев, но весьма поучительно ныне. Знаете, я наверное не скоро найду время на поиски и чтение данной книги, но всё же Вы полагаете, что фанатизм на почве консерватизма невозможен? Ольга
Ответы и комментарии: