[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Г.Белодуров 00:45:31 27/01/1999
в ответ на:
Ошибались ли святые?, отправлено
Александр Иванов 22:24:58 26/01/1999:
Здравствуйте, братья и сестры! Спасибо за хорошую статью с большим колличеством цитат. Насколько я понимаю, само появление этой статьи связано с обсуждением богословской дискуссии святителей Феофана и Игнатия. На мой взгляд, святые могли расходится в НЕСУЩЕСТВЕННЫХ частностях. Например физические свойства объектов духовного мира. На деле решение подобного вопроса и несущественно и невозможно. Если вас интересует этот вопрос, то вам необходимо сделать выбор. Или брать с собой осцилограф, вольтметр и прочую технику, или отказаться от самой постановки эксперимента, посвятить себя посту и молитве, и дай Бог, сподобиться видению ангелов! Т.е. молитвенное и научное состояние взаимоисключающие вещи. Думается и в раю, в мире непосредственного Богообщения, праведникам недоступно примитивное любопытство, ибо согласно опыту святых пребывание в любви Божией, столь сильно по своим переживаниям, что вопросов праздного характера не возникает( ср. воспоминания прп. Силуана Афонского о его встрече с Христом). Потому существуют незначительные с точки зрения христианского спасения, которые в том или ином виде отражены в писаниях святых неверно, в духе их времени. Подобные моменты встречаются и упомянутых святителей, напр. использование понятия "эфир", отброшенное физиками, после знаменитых опытов Майкельсона. Бессмыслено создавать учебники физики или химии, по писаниям Св. Отцов. Св. Отцы учителя спасения, источники догматических толкований... Это не всезнайки с подземной "супербиблеотекой" о всех тайнах природы, каковыми рерихианцы считают своих махатм. Потому, какое-то ошибочное мнение в незначительных вопросах у Св. Отцов не может бросить тень на Истину, проповедываемую Церковью. Подобные же огрехи со стороны махатм и их собеседников, является доказательством того, что у рерихианцев просто воспалена фантазия, а их махатмы не те за кого себя выдают. Что касается модного слова теологумен, то здесь, кажется нужно быть осторожным. Теологумен теологумену рознь! Некоторые прикрывают словом "теологумен" явно еретические высказывания, порождающие догматические последствия. К таким бы я отнес напр. "Софиологию". В тоже самое время мы более ничем, кроме догматов, не ограничены в богословском творчестве. Потому могут и должны существовать различные мнения, различные теологумены христианского, православного сознания. Спаси Вас всех Господь! Георгий
Ответы и комментарии: