Re: Из "Луга духовного"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Андрей 12:11:50 06/03/1999
в ответ на: Из "Луга духовного", отправлено Александр Иванов 10:28:32 06/03/1999

> Поразительное знамение свидетельствует о величии таинства Евхаристии и о силе ее молитв. 
 
Этот вывод несомнен. Евхаристия не игра и не театр, а таинство верных. 
 
> Вероятно, чтобы прислуживающие в алтаре не заучивали Евхаристических молитв, в современной практике священники читают эти молитвы тайно.  
 
А вот это уже бессмыслица. Вот что пишет профессор Павел Мейендорф. Извините за большой отрывок, но и вы дали большой рассказ. 
 
Литургия есть дело всего народа Божьего (laos tou theou), а не обязанностью клерикальной касты, как это было и в античных культах и в иудейской древности. В Новом завете понятие "священство" употребляется в двух смыслах. Во-первых, Христос предстает как единственный Первосвященник, это главная тема Послания к евреям. Именно Христос ходатайствует за нас перед престолом Отца, вознося жертву единожды за всех. Этим актом священство Ветхого Завета завершено или, вернее, в совершенстве исполнено в лице Христа, пребывающего нашим первосвященником вовеки. Во-вторых, Новый завет распространяет понятие священства на всех христиан: "Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел" (1 Пет 2: 9). Это есть распространение священства Самого Христа, поскольку Церковь есть ни что иное, как Тело Христово, которому вверено исполнение в мире священнического служения Самого Христа. При крещении человек "облекается во Христа" (Гал 3:27), становится членом Тела Христова, а, следовательно, и участником Христова священства. Знаменательно, что термин “священник” (hiereus) в Новом завете никогда не применяется ни по отношению к епископу (episkopos=блюститель), ни пресвитеру (presbyteros=старейшина) 1). 
 
Таким образом, в совершении литургии функция священника осуществляется всей общиной, в силу крещения ее членов. Функция же рукоположенного клира — председательствовать в общине священников, объединять их священническую молитву. Вот почему в литургических молитвах первое лицо всегда стоит во множественном числе. Нигде это не является столь явным, как в самом центре анафоры св. Иоанна Златоуста: 
 
Пресвитер: Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас бывшее: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение и второе и славное пришествие, 
 
Твое из Твоего Тебе принося всегда и везде, 
 
Народ: Тебя восхваляем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш. 
 
Все это — одно предложение, в котором единственные активные глаголы — это глаголы, которые выражают действие всего собрания и поются им: Тебя восхваляем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш. Это — молитва жертвоприношения, здесь мы приносим нашу жертву хвалы. В то время как в языческой или иудейской практике только священник приносит жертву, здесь это, очевидно, совершается всем собранием, всем священническим народом. 
 
Тем не менее, то, как мы служим литургию, часто затемняет этот факт, и мало кто из мирян даже знает, что анафора — это их молитва.  


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]