видимая Церковь


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Феофил 16:17:39 08/03/1999
в ответ на: Re: я тоже, отправлено Фома 04:58:24 08/03/1999

Уважаемый Александр и Фома! 
 
Как я понимаю, вопросов по свойствам невидимой Церкви нет, поэтому можно переходить к видимой. 
Само определение Церкви, как видимой и невидимой, я взял у А.С. Хомякова "Церковь одна". Там он, в частности, пишет: "ЦЕРКОВЬ ВИДИМАЯ и земная живет в совершенном общении и единстве со всем телом церковным, глава которого есть Христос. Она имеет в себе пребывающего Христа и благодать Духа Святого во всей их жизненной полноте, но не в полноте их проявлений, ибо творит и ведает не вполне, а сколько Богу угодно."  
Вопрос того, можно ли вообще рассуждать об изменениях в Церкви, волновал не только нас, но и до. Так в 1907 году протоиерей Михаил Чельцов (принял мученический венец в 1931 году) начинает рассуждать об этом со слов Иоанна Златоуста: "Сие Господь завеща, глаголя учеником: "се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века"; но сие бывает, егда мы хощем; не бо всячески будет с нами, егда себе далече творим ...".Словами этими ярко обозначаются два элемента во всяком божественном обетовании -божеский и человеческий. Божеский  -всегда непреложен, неизменен, вечен; человеческий — в полной зависимости от воли, от хотения, от жизни человеческой. Человек -христианин может довести его до нераздельного единства с божеским в своей личной и общественной жизни; но он может остаться и с одним человеческим элементом, лишившись, утратив божественный и слепо исказив, подменив и божеский на ложнобожеский. Так и Церковь: она , действительно, столп и утверждение истины и, действительно, вратами ада она никогда не одолена; но " не бо всячески будет с нами (таковая), егда (мы) себе далече творим ...". Она может оставаться, пребывать таковой, но не для нас -известных, допустим, личностей или даже русского православного народа. Оставаясь сама по себе таковой, она в нашем сознании и жизненном выражении может оказаться уже столбом поваленным, утверждением непорочным и к одолению ада склонным, даже и близким. Отсюда является естественная для христиан потребность и задача -осмотреть, как бы ощупать духовными щупальцами: насколько в его понимании и жизни Церковь является таковой, каковой должна быть, ярко ли в ней светит правда Евангельская, подлинный ли блестит свет Христов, согреваются ли лучами тепла сердца скорбящих и озлобленных".  
Вот это-то "жизненное выражение" и рассматриваю я, как видимую (земную) Церковь. Поскольку такое "жизненное выражение" бывает иногда неполным и ущербным, то Церковь обязана следить за этим и поправлять. А если она не заметила, и не образумила своих чад, то это уже становится ее грехом. Речь не идет о грехах отдельных людей, а о неправильной тенденции в благочестии. 
Примером такой неправильной тенденции в благочестии может явиться "младостарчество" (матери Марии такое "благочестие" не было еще известно, иначе она обязательно написала бы про него). А то, как видимая (земная) Церковь РПЦ) обличает неправильные тенденции в благочестии (по моему мнению, это и есть исповедание Церковью грехов и покаяние, конечно, если ревнители "младостарчества" обратятся), вы, возможно, читали в Определении Священного Синода от 28 декабря 98 года ( см. http://www.russian-orthodox-church.org.ru/sr291281.htm) на основании выступления Святейшего Патириарха, который заявил: " "Прискорбно видеть, что и среди живущих в России находятся люди, стремящиеся подражать этому "радению о православии Даже некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких "старцев". Критикуя Священноначалие, они, в отличие от духоносных отцов прошлого и настоящего, данной критикой пытаются привлекать к себе внимание и, таким образом, создавать себе авторитет. Как правило, непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого "старца" совершить любое дело, каким бы незначительным оно не было. Человек таким образом лишается той благодатной свободы воли, которая ему дарована Богом. Для подтверждения своей правоты они неправомочно используют ссылки на творения Святых Отцов, профанируя их великое делание и извращая сами понятия старчества.  
Подлинный старец, благодаря прежде всего высокой духовности, бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту. Отдельные же современные "старцы" (а вернее их будет называть "младостарцы"), не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся неудобоносимые бремена (Лк 11:46), применяют в своей пастырской деятельности штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам, по большей части духовно еще не окрепшим, формы духовного руководства, уместные только в монашестве. Нездоровая зависимость новообращенных от личности младостарца порождает искаженные формы приходской жизни. Люди идут в церковь, чтобы встретиться со "своим батюшкой", а не со Христом, чтобы поговорить со знакомыми, а не для молитвенного общения с полнотой Церкви. Характерная для воцерковляющихся ущербность церковного сознания, в котором не находится места понятию о соборности и вселенскости Церкви, поддерживается их пастырями, внушающими своим чадам, что спасение возможно лишь в пределах их общины, и для утверждения их в этом осуждающими других священнослужителей, тем самым отталкивая этих чад от них. Это ведет к самоизоляции подобных общин от других приходов, от епископа и, в конечном счете, от Церкви."  
 
А теперь представьте, какая была бы реакция, если бы такое заявление произнес не Патриарх, а какой -нибудь "филообновленец" (как, очевидно от большой любви к ближнему, величают своих братьев некоторые православные). Будьте уверены назвали бы хулой на всю Церковь Христову. Кстати, вопрос, в ваших приходах священники ознакомили прихожан с этим определением Синода? И ознакомят ли батюшки, любящие поклонение, с ним? 
 
Дерзайте чада Христовы. 
 
В Нем,  
Феофил. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]