Re (2): "..не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Анахоретъ 21:42:26 24/03/2000
в ответ на: Re: "..не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати", отправлено Алексей Чумаков 01:04:04 24/03/2000
 
К моему сожалению, я не столь искушен в тонкостях совершения литургии Преждеосвященных у арабов и греков, просто не было поводов разрабатывать подробно эту тему. Теперь есть :)
 
Так или иначе, пока готов остановиться на том, что утверждение, будто бы вино "становится" Кровью (само по себе? вроде ex opere operato?) через соединение с Кровью по-прежнему кажется мне алогичным и искусительным. Так можно до многого договориться.
 
>После помещения же в Чашу св. Даров, содержимое чаши уже конечно не «просто вино», но вино смешанное с Телом и Кровию Христовой, как собственно и на обычной литургии.
 
Так "вино смешанное с.." или Кровь Христова,  и когда "на обычной литургии" происходит подобное смешение? Наверное, Вы просто нечётко выразились, но за этим мне видится нечёткость самой богословской концепции.
 
То же могу сказать и о "принципе освящения" Св.Мира. Миро освящается не через соединение со старым Миром. Даже если старое Миро не будет вливаться, новое всё равно будет освящено по молитве архиерея. Со времён апостолов, впервые сваривших сию драгоценную масть, в Церкви благодать, слава Богу, не иссякла.
 
Если Вы служили в армии, то вполне возможно до сих пор помните наизусть 11 "часовому запрещается". Каждая строчка Устава караульной службы написана кровью, и если там есть указание, что часовому запрещается в числе прочего "принимать от кого бы то ни было и передавать кому бы то ни было какие бы то ни было предметы", это означает, что были случаи, когда это приводило к трагедии. И если церковная практика установила причащать младенцев под одним видом, то это значит, что не один и не два раза случалось младенцам выплёвывать Дары или тривиально буквально "давиться" ими, невзирая на глубокомысленность богословских построений греков.
 
Относительно же "могут захлебнуться" см. того же Булгакова. Там даны чёткие указания, как держать и погружать в купель младенца, чтобы этого не произошло, и реанимационные мероприятия на тот случай, если это всё-таки случилось, практически иключающие трагический исход. А в хороших семинариях будущие батюшки вообще эти приёмы отрабатывают на кукле.
 
У Булгакова же Вы сможете найти очень много ответов на поставленные Вами (или греками) вопросы о смысле добавления в чашу вина и теплоты на Преждеосвященной и прочие недоумения. Хотя "настольная книга" не богословский трактат и не претендует на столь любезную Вам "универсальность" :), но собранные в ней практические указания во многом иллюстрируют Церковное Предание, сиречь не что иное, как самую жизнь Церкви во Христе.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]