Re: Если серьезно


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Eugene 14:16:14 27/03/2000
в ответ на: Если серьезно, отправлено Николай п. 12:56:48 27/03/2000
 
> Добрый день, Евгений!
 
 
Добрый.
 
 
Сперва хочу Вас попросить постараться формулировать свой ответ сразу, а не в нескольких репликах, иначе отвечать неудобно.
 
 
>
 
>>>>// Первое, о чем хочется напомнить, — то, что под сотворением "Неба" многие св. отцы понимают сотворение нематериального мира.//
 
>  
 
>>>/ В принципе, действительно может быть именно так. Проблема в том, что если вся огромная окружающая нас Вселенная совсем не является хотя бы частью "Неба", то тогда чем она является? Землей?
 
>
 
>>> Назвать всю  Вселенную Землей я бы лично сам не решился./
 
>
 
>> почему же нет? для людей времени Моисея и на долгое время это было
 
> естественно. Вы хотели от пророка астрономических терминов?
 
>  
 
>
 
> Евгений, я понимаю, что в те времена под словом "Вселенная" понимали      
 
> именно местности и страны в районе Израиля — Греции — Рима (Ойкумену или Экумену), но в сегодняшней науке термин "Вселенная" имеет другое значение, близкое к понятию "Материального Мира". Во времена после
 
> Аристотеля ходили представления об идеальном устройстве "Небес": то
 
> есть планеты, Луна, звезды, да и само Солнце  относилось именно к
 
> "Небесам", а не к "Земле". Как Вы сами говорили, под "Небом" понимался
 
> также и Ангельский Мир. Той четкости в терминологии, которая есть
 
> сейчас, у людей времени Моисея не было, так что часть поверхности планеты Земли в районе Экумены для них и была настоящей "Землей". Все остальное было "Небом".
 
>
 
 
Прекрасно то, что сказано по поводу четкости терминологий! Но простите, я разве где-то произнес слово "Вселенная"? И при чем тут Аристотель и представления греков, если между ним и Моисеем более тысячи лет, а культура ветхозаветного Израиля не имеет ничего общего с эллинской?
 
 
> Следует помнить также, что Моисей не знал о шарообразности планеты Земля, следовательно, он не говорит о всей планете Земля в современном смысле.   А значит, тем более другие планеты, звезды, Луна и Солнце не являются для него "Землею".
 
 
Вы уж меня простите, но этот силлогизм моему слабому уму пока не под силу разрешить
 
 
>
 
> Это для нас, современных людей, звезды и планеты являются "землей" в смысле вещества, но не для Моисея.
 
>
 
> Так что со всем кругом понятий нужно быть крайне осторожным, не путать
 
> современную терминологию с терминологией времен Аристотеля.
 
>
 
> И какого-то серьезного противоречия со Святыми Отцами I-ого тысячелетия я не вижу. Возможно, они под "Небом" понимали и Ангельский Мир, но также и планеты, Солнце, Луну. Вспомните систему мироздания Птолемея: в центре Мира — Земля, а вокруг нее уже идут "Небеса", планеты и Солнце считаются сделанными из какого-то особого светящегося, "светозарного" вещеста — в нашем и их понимании также "материального".
 
>
 
> Так что Вам следовало бы написать осторожнее, что-то вроде:
 
>
 
> "Первое, о чем хочется напомнить, — то, что под сотворением "Неба"
 
> многие св. отцы понимают сотворение АНГЕЛЬСКОГО Мира плюс небесных
 
> тел из светоносного вещества".
 
 
Дорогой Николай! Откройте пожалуйста книгу Бытия и посмотрите в какой день по Моисею были созданы звезды и другие "небесные
 
тела из светоносного вещества", в следующей реплике предлагаю Вам сделать доклад по прочитанному, а после этого мы продолжим разговор на эту тему. Что же касается мнения святых то перво-наперво прочитайте Закон Божий, скажем, прот. Слободского а потом выступайте в качестве корректора.
 
 
>
 
>> а я опять про свое — что же даст моему сердцу это знание "КАК получились"? мне лично в этом плане совсем достаточно знать то, что они произошли из ничего Божиим действием, что Господь — источник добра и света.
 
>
 
> Значит Вы просто гуманитарий, а не "ботаник" или "физик" :-)
 
>
 
 
Вообще, по первому образованию я математик, да и alma mater у нас с Вами общая, но даже если бы я был гуманитарием, или вообще простым православным человеком, что из того? неужели физики узурпировали первые стихи Бытия для собственных духовных нужд?
 
 
>
 
>>>Ясно, что Он рассказал и создании планеты Земля  здесь, по-видимому, не
 
> стоит сомневаться.
 
>      
 
>> :-)
 
>  
 
> Евгений, не некоторая ли это "привычка" видеть в начале книги Бытия
 
> простое "сказание", "легенду", лирическую "былицу" — "небылицу"?
 
>
 
> На мой взгляд, к словам Господа нужно отнестись серьезно. Ясно, что Бог не будет писать для Моисея математические формулы, однако сказать,
 
> как возникла та самая земля — поверхность, на которой он стоит, и как возник свет, то есть самые элементарные вещи в картине мироздания Птолемея и представлений Аристотеля — Он, конечно, мог. В двух словах, конечно, и не вдаваясь в подробности...
 
>
 
>> ай-яй-яй, нехорошо поступаете! между какими строкими Вы это прочитали?
 
>                
 
> А  почему Вы смеетесь?
 
 
где? Вы не ответили на вопрос...
 
 
>
 
>> При всем моем уважении к о. Глебу, где же переворот, мне как-то не
 
> понятно?
 
>
 
> Могу ли я Вам советовать попытаться понять? Дело-то в отделении света
 
> от вещества, которое должно было произойти и по современным теориям.
 
> Понимаете, в этой фразе нет ничего "заумного", нет каких-то
 
> сложных формул. Элементарно. Должно быть понятно и Вам, и Моисею.
 
>
 
> Но еще более это понятно и ученому, потому что этот момент отделения
 
> света от вещества ДЕЙСТВИТЕЛЬНО был по современным представлениям
 
> миллион лет спустя Большого взрыва.
 
>
 
 
очень интересно, но как-то не "переворачивается" :-)
 
 
> Или Вы готовы отказать Господу в умении говорить на языке, понятном
 
> современным ученым?
 
 
представляете — да! также как я не ожидал от Писания способности говорить в терминах, скажем, теплорода, корпусклов и эпициклов того же Птолемея.
 
 
>А зря. Бесы-то, хотя и связаны Господом вместе с их отцом диаволом в тартаре, в курсе всех научных представлений.
 
> И внушение идей о том, чтобы в электронные коды продукции включать три
 
> группы удлиненных линий — число 666, равно как и многочисленная  
 
> "РЕКЛАМА" этому числу в Православии, принадлежит, наверняка, им...
 
>
 
 
а вот это как раз к науке отнести можно только с большой натяжкой
 
 
> C уважением, Николай
 
>
 
 
Понимаете, милый мой Николай, современный менталитет секуляризованного человечества очень тяжело вникает в смысл Священного Писания. Ум человеческий, начиная с эпохи Возрождения, а особенно в 19 столетии испытал серьезное поражение — он поверил "в науку". С тех пор критерием истинности умопомрачительным образом стало соответствие научным концепциям, причем в текущем их состоянии. Одним из плодов такого поражения является Ваша попытка "пришить" мне "привычку" критицизма по отношению к Бытию на том лишь основании что я не стремлюсь притянуть этот текст к научным трактовкам космогонии. Попытайтесь в будущем сосредоточиться на исправлении неверного иерархического порядка в своем сознании, привитом современной безбожной цивилизацией, для нас, людей науки, это очень болезненно. А впрочем такое представление к концу XX века потерпело крах, так что будем стремиться не отставать от жизни!
 
 
В свое время я тоже интересовался обсуждаемыми вопросами, и если Вы питаете уважение к о. Глебу, то посоветую Вам поискать небольшую брошюрку проф. Фиолетова "Очерки христианской апологетики", изданную с предисловием прот. Глеба Каледы. Там хотя и отдается большое внимание научным аспектам осмысления христианства, но и говорится о верном отношении к соотношению науки и религии.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]