Re (2): Почему не почитать "Догматическое богословие" В. Лосского?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета 20:54:16 03/04/2000
в ответ на: Re: Почему не почитать "Догматическое богословие" В. Лосского?, отправлено Александр Иванов 19:55:18 03/04/2000
 
> Соображений пока никаких, сам я Лосского почти не читал и мало что слышал о его "Догматическом богословии". Возможно, что со временем его труды появятся в Библиотеке форума, если благословят, конечно.
 
 
   Скорее всего, не должно бы быть препятствий к опубликованию его трудов. Думаю, не будет страшным нарушением, если я приведу несколько небольших цитат из его книги (правда, не из "Опыта догматического богословия", — его у меня нет) из его исследования "Essai sur la theologie mystiqce de l'Eglise d'Orient"?
 
   Он говорит, например, о слиянии в одной точке апофатического и катафатического богословия: "Можно даже сказать, что они представляют собой один и тот же путь, проделанный в различных направлениях: Бог нисходит к нам в Его энергии, в которой Он нам является; мы восходим к Нему через последовательные единения с ним, хотя Он остается непознаваемым в Своем естестве. Даже высшая теофания, совершенное проявление Бога в мире через воплощение Слова, сохраняет для нас свой апофатический характер".
 
   Вл.Лосский привлекает и глубиной веры, и красотой философской мысли, и высоким православным духом (он непримирим в доказательстве истинности православного пути).
 
   Но он и утешителен для души "простеца", мне кажется. Вот его рассуждения о молитве: молитва представляет собой "личную встречу с Богом" и учит нас любить Бога.
 
   Утешают и укрепляют в вере его слова о православном понимании смерти и Воскресения: "Сознание полноты Святого Духа, даваемое каждому члену Церкви соразмерно с его духовным ростом, изгоняет тьму смерти, страх перед Страшным Судом, бездну ада и направляет наш взор исключительно к Господу, приближающемуся к Своей славе. Эта радость воскресения  и вечной жизни делает Пасхальную ночь праздником веры, когда каждый причащается, хотя бы в очень небольшой степени и только на несколько мгновений к полноте восьмого дня, которому не будет конца".
 
 
   Вот, к сожалению, я тоже цитировала отрывки из книги Лосского по очерку в "Истории русской философии" его отца Н.О.Лосского. А как бы теперь хотелось почитать и самого Владимира Лосского, не проделывая для этого путь в РГБ! У меня, правда, есть в электронном виде его небольшая работа "ПРЕДАНИЕ И ПРЕДАНИЯ" (ссылку помещу).
 
   Как я поняла из очерка о "Мистической теологии Восточной Церкви". (Н.Лосскому присуща манера очень подробного цитирования, почти без комментариев и оценок. Он не "включает" исследуемого автора в систему собственных теорий, а старается представить его в первозданной полноте), Вл.Лосский опирался на Святоотеческую литературу и на исследования своих предшественников, критически осмысливая его. А во 2-й названной работе он обосновывает неразрывное единство Предания с Писанием, споря с протестанскими устремлениями оградить Писание (как хранительницу Божественной полноты Откровения) от Предания (будто бы не содержащего в себе плеромы).
 
   Хотелось бы увидеть труды Вл.Лосского в интернет в большем объеме.
 
   Спаси Вас Христос!
 
   Вета (Алла).
 
       ПРЕДАНИЕ И ПРЕДАНИЯ


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]