Re (4): Что ж...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 10:11:01 05/04/2000
в ответ на: Re (3): Что ж..., отправлено Eugene 01:43:36 05/04/2000
 
>> Нельзя ли еще конкретнее? Хотя бы ссылку, где Вы нашли расхождения с Православным учением у св. Илариона?
 
>
 
> я Вам дал ссылку, Вы ее "скипнули" :-)
 
> сайт о.Андрея Кураева — kuraev.vinchi.ru
 
 
Вы бы мой вопрос внимательно перечитали. На сайте о.Андрея нет текстов св. Илариона.
 
 
> да, представляете, архиеп. Иларион очень яркий полемист и в запале пошел далее митр. Антония, который в своих поздних работах уже старался избегать тех высказываний своего "катехизиса", которые вызвали возмущение многих архипастырей и Афона... "Догмат искупления" гораздо более расплывчат.
 
 
Устал повторять: считаю Ваши обвинения голословными, пока не укажете конкретные места в трудах св. Илариона.
 
 
> нет, давайте поступим по другому, все же не я начал с голословных обвинений в "провонянии" кого-то схоластикой. Давайте Вы возьмете на себя труд ознакомиться с богословскими работами архим. Илариона и сформулируете для себя и для меня что Вы считаете схоластикой в богословии митр. Макария, и в чем арх. Иларион обвинял Русскую Церковь.
 
 
Прочитайте "Богословие и свобода Церкви". Там точный ответ на Ваш вопрос о богословии митр. Макария.
 
 
Мне очень не нравятся Ваши методы ведения полемики. Берете точку зрения оппонента, доводите до абсурда, высмеиваете, добавляете пару самоуверенных громких фраз учительским тоном... Очень неприятно.
 
 
Свт. Иларион никогда, нигде, ни в чем не обвинял Русскую Церковь. Это Ваше утверждение (как и ряд других) демонстрирует Ваше незнание или очень поверхностное знакомство с трудами св. Илариона.
 
 
> Я могу за Вас начать: арх. Иларион заявлял, что Православию чужды понятия "искупление", "умилостивление", "правосудие", но тогда одним из самых ярых католиков окажется Апостол Павел, и в критике на изданную недавно книгу работ арх Илариона как раз и отмечались явные противоречия с учением апостола.
 
 
Понятие "искупление" у ап. Павла и в т.н. "юридическом" богословии, принятом в Западной Церкви, — две большие разницы.
 
 
> Далее, скачем в самый конец патристического периода, берем омилию святителя Григория Паламы <...>
 
 
См. комментарий выше. (Вы полагаете, св. Иларион не был знаком с трудами свт. Григория?)
 
 
> Увы, харизма чистоты догматических посторений дана была византийским отцам (и до сих пор сильна у греков) но не русским.
 
 
Еще одно странное безапелляционное утверждение.
 
 
> Во-первых, никаких конкретных обвинений там я не нашел... что что понимать под тем о чем говорил свт. Игнатий можно только гадать. И чтобы опять избежать обвинения в голословности, если Вы уж так любите уличать в этом других :-) потрудитесь указать что именно не состыкуется
 
 
Зачем? Чтобы Вы высмеяли и эту попытку Вам возразить? Ниже Вы уже заранее приготовились отмести любые доводы, объявили свт. Игнатия не богословом, дескать, не знал Святитель творений святоотеческих, не имел образования и опыта (???). Бог Вам судья.
 
 
> Очень показателен в этом отношении его спор с свт. Феофаном Затворником, который справедливо обличил богословие "Слова о смерти" в излишней материализации духовного мира.
 
 
Единого святоотеческого мнения по этому вопросу нет. Часть св. отцов высказывается в пользу мнения св. Феофана, часть — в пользу св. Игнатия. Лично я — на стороне свт. Игнатия, однако считаю, что данный вопрос не должен вносить дополнительные разделения между православными.
 
 
> Если Вы хотите эмоций и восторгов то такие вещи "гефсиманская теория искупления" и т.п. как раз для Вас, но настоящая догматика обязана быть суха и скупа
 
 
Отсутствие восторгов не означает автоматически "сухости и скупости".
 
 
Если желаете продолжения этого разговора, то давайте изменим его тональность. Отбросим "эмоции и восторги", язвительность, времени свободного мало у нас обоих. Все доводы и обвинения должны быть подкреплены ссылками (на свое корневое сообщения с критикой учебника митр. Макария я дал, как помните, четыре ссылки). Предельно четкие и сжатые формулировки в вопросах и аргументации. Только на этих условиях я готов к продолжению дискуссии.
 
 
С уважением,
 
Александр Иванов.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]