Re: Завет


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 00:53:53 08/04/2000
в ответ на: Завет, отправлено Александр С. 15:55:38 07/04/2000
 
>> Вот кое-что
 
>> "Еще Моисей говорит: "Я раздражу вас не народом, народом неразумным прогневаю вас"(ср. Втор. 32, 21). Они были оставлены Богом за дерзость по отношению ко Христу...
 
>
 
>
 
>> И Давид в тридцать четвертом псалме говорит:
 
>>...
 
>> ... Вот сколько сказано о Божьем гневе на сынов Израиля.
 
>>
 
>> Следует тебе знать, что такой немилостивый гнев будет длиться до пришествия антихриста. А тогда придут Енох и Илия Фезвитянин, уча множества, чтобы не следовали его ереси. Но многие присоединятся к антихристу, принимая его за Мессию-Христа. Многие же, будучи убеждены словами святых, отступят от того соблазна и уверуют в истинного Мессию-Христа и будут приняты. Ибо хоть и враги они из-за ненависти ко Христу и борьбы с Новым Заветом и Евангелием, но будут вновь возлюблены ради отцов- “Ибо дары Божий непреложны” (ср. Рим. 11. 29). По этой причине и придут названные святые, — чтобы им поверившие и крестившиеся спаслись, согласно речению Господа. Тогда ведь сбудется и Исайино слово: "Если будет число сыновей Израиля как песок морской, остаток спасется" (ср. Ис. 10. 22).
 
>>
 
>
 
> Алексей, Вы забыли упомянуть, чьи слова Вы здесь решили привести.
 
 
Это из "Диалоги с иудеем" Иоанна Кантакузена.
 
 
>Но самое главное — для чего? Как они соотносятся с Заветом? То, что по мнению данного человека, иудеи в последние времена частью пойдут за антихристом, частью уверуют в Христа — как это доказывает, что ВСЕ ныне живущие иудеи и те, кто жили в прежние века — люди Завета?
 
 
Богом установлен Завет вечный с народом еврейским. Отпадение и неверность народа этого Завета отменить не в силах — как это уже не раз случалось в истории.
 
 
>Если это Ваше личное мнение — всё в порядке, я Вам спокойно отвечаю  несогласен.
 
 
Мне не совсем понятны Ваши возражения. Попробую пояснить: Завет, сам по себе, не спасителен — он скорее "работает" как амплификатор — при условии верности Богу — связан с благословениями, при условии отпадения от Него — связан с разнообразными попустительно-исправительными мерами воздействия. "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
 
Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во— первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога."
 
Завет установлен ради Христа, который и воплотился в народе Еврейском ("яко спасение от иудей" сказал Христос самарянке), но и после пришествия Христова не отменяется — как о том ясно свидетельствует ап. Павел.
 
 
>>> Вы считаете, что и после пришествия Иисуса иудеи — по-прежнему люди Завета ?
 
>>
 
>> Да. Неверные, но люди Завета. Иначе слова св. Апостола не имеют смысла и получается что Бог "неверен" — вечный завет отменить нельзя. Но вот "оставить их ходить путями своими" за _их_ неверие можно, о чем прямо и недвусмысленно объявлено и Пророками, и что совершалось и в прошлом.
 
>
 
> Он и не отменен ! Но он относится к тем, кто уверовали — независимо от плотского происхождения.
 
>
 
> 26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
 
> 27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
 
> 28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
 
> 29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. (Гал.3)
 
 
Заметьте, что все это говорится _о всех уверовавших во Христа_ — во Христе действительно нет более ни иудея ни язычника. Это Новый Завет, а не завет старый.
 
 
> Не понимаю, почему Вы так стремитесь найти особые преимущества для иудейского племени ?
 
 
Я не стремлюсь. Кто написал — "Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак."
 
  
 
>>> Или может быть так : Завет о благоденствии иудеев и победах над "народами" (в земной жизни) действовал на протяжении истории и действует сейчас ?
 
>>
 
>> "аще сохранят людие Мои свидения Моя сия, имже научу я..." все эти обетования условны, зависят от верности людей. Промысел Божий несомненно действует и в судьбах народов и в судьбах отдельных людей, и никто тут не исключение. Промысел Божий о народ Израильском глубок — тут можно вспомнить и слова ап. Павла о будущем обращении их, и его же слова о том что природной ветви легче "прицепиться к корню" чем привитому дичку. Завет действует настолько, насколько верны ему люди Завета...
 
>
 
> Вот и я о том же ! А если убивают, лжесвидетельствуют, прелюбодействуют, совращают, демагогией намеренно искажают христианские каноны — они по-прежнему люди Завета, даже и в необращённом состоянии ? Вас и католиков я понял так, что да.
 
 
Неверные люди Завета. А скажите мне, христиане, которые убивают, лжесвидетельствуют, прелюбодействуют и прочая и прочая — они как, по прежнему крещеные христиане, или нет? Или только праведники? (Которых "несть ни одного" — иначе, зачем и спасение им).
 
 
> Апостол Павел призывал христиан не-иудеев не заноситься перед христианами-иудеями. Говорил и о том, что природной ветви легче привиться к корню. Ну а если они, эти природные ветви так и не привились , да ещё и отрицают существование "маслины" и умерли в своём отрицании — считать ли их всё равно "общниками корня", автоматически, на основании того, что они  - "природные" ? Вас и католиков я так понял, что — да.
 
 
Вероятно, они могут прилепиться назад проще чем какие-нибудь например индуисты? Я не совсем понимаю почему Вам так неприятно что с ними установлен Завет? Ведь в этом нет никакого умаления того что неизмеримо выше — веры во Христа, ради которой собственно семени Авраамову и дано обетование. И всякий имеющий такую веру — может стать чадом Авраама "из камений сих", язычников. История еще не кончилась.
 
 
>> С другой стороны, немало людей во всех таких рассуждениях об иудеях ищут возможность религиозного обоснования своей вполне не-христианской ненависти, и для таких покаяние Папы в преступлениях, насилии и убийствах совершенных католиками под предлогом веры — неприятно.
 
>
 
> Не надо шить юдофобию мне и тем, кто думает иначе, чем Вы, Алексей.
 
> Вы ведь и сами не любите, когда Вам безосновательно приписывают мысли, которых Вы не высказывали.
 
 
А почему Вы решили что я имел ввиду Вас? Я пытаюсь понять, почему упоминание о том что христиане иной раз поступают совсем не по христиански (по отношению к инако-верующим), и стало быть имеют нужду в исправлении и покаянии — принято отвергать?
 
 
>Я выразился на этот счёт достаточно ясно : признание иудеев времен после пришествия Христа — "людьми Завета и благословений"  есть религиозная капитуляция и явное противоречие Новому Завету. Извините, если этим мнением доставил Вам неудовольствие.
 
 
Да дело не в неудовольствии, какое мне дело. Вы не объяснили, почему Вы считаете, вполне вопреки Писанию, что Завет может быть отменен? Если Вы не считате так, то и вопроса нет.
 
 
У иудеев было и есть характерное неправое мнение о некоторой "автоматичности" и безусловности их избранничества — вот, дескать, раз Завет — то и дело в шляпе. Мы хорошие — а все прочие плохие.
 
Но согласитесь что это же самое неправое мнение бывает и у христиан, которые свою принадлежность к Новому Завету почему-то путают то ли со спасенностью, то ли со безгрешностью, и путают свою грешность со святостью Церкви. Отсюда и острота споров — иудеи кричат "мое" а иудействующие таким образом христиане — нет, мое. Одни считают чуть не религиозным долгом преследовать христиан, а вторые — инстинктивно оправдывают всякое зло совершенное иудеям (кем бы то ни было — пусть даже нацистами-язычниками) как "сами виноваты" и "так им и надо" а осуждение этого _простого зла_ — убийства, насилия, преследования — со стороны якобы верующих во Христа трактуют как "капитуляцию перед иудеями" и измену Христу.
 
Между тем и Новый Завет имеет "двойное действие": важны не факт слышания, а исполнение.
 
 
Какой прок иудеям от того что с ними установлен Завет: тот прок, что они имеют ясное свидетельство Пророков о Христе ( http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/messiah.htm ), и им был дан "детоводитель ("педагог", учитель) ко Христу", Закон.
 
Те, кто были и есть верны Завету, слушают Пророков — входят етсественно в Новый Завет. Для этого вхождения им требуется простая _верность_, поскольку и Пророки и Закон свидетельствуют о Христе.
 
 
Но верно и другое: большее осуждение имеют те из них, кто, имея все это ясное речение о Христе — отвергают Его.
 
 
Посмотрим и на самих себя в том же ключе — мы как православные Христиане имеем ясное, точное и полное учение Христа, сохраняемое Св. Церковью, имеем проверенные аскетические методы.имеем Его спребывание, имеем возможность принимать в Таинствах Его благодатную помощь (для исполнения Его заповедей и святой жизни, восхождению к Богу — каковая жизнь собственно и есть цель). В этом величие Нового Завета, как несравнимо высшей ступени (по сравнению с Заветом Старым ("Ветхим"), который мог однако привести _ко_ Христу, к вере в Него).
 
 
Но верно и другое — тем большее осуждение принимаем мы, когда, имея в своем распоряжении все это сокровище, им не пользуемся, "расточаем блудно", нарушаем Его заповеди, ищем оправдание своим грехам в учении Христа. К сожалению, именно этот второй вариант более распространен среди нас.
 
 
О чем же каялся Папа Римский? Заметьте, что там ни слова не сказано о том что он дескать теперь не будет стремиться к тому чтобы иудеи приняли Христианство. Он кается в том что некоторые из католиков вели себя по отношению к иудеям (и не только иудеям, там и про другие грехи членов Римско-Католической церкви есть) не по христиански.
 
Возражения же православных против такого покаяния в основном сводятся к тому что раз он каялся "от лица церкви" то церковь дескать не свята. Или что он теперь считает иудейство равным христианству. А на том Ватиканском сайте как раз имеется разбор вопроса о соотношения святости Церкви с грехами ее членов.
 
 
Трактовки действий Папы Римского могут быть разными. Одним кажется что он синкретический экуменист и ему важно только главанство в христианском мире, и он согласен признавать равноценность и равноспасительность какой угодно веры. В подтверждение приводятся его слова похвалы и мира сказанные мусульманам, иудеям, и всем прочим — ведь похвалить всегда есть за что, было бы желание.
 
 
Другие же видят в его действии попытку снять человеческое противостояние, которое закрывает и для иудеев и для других путь ко Христу: им говорят, вот, христиане вас чуть не две тыщи лет гонят, а вы, "изменники родины" куда лезете? В такой ситуации миссионерски весьма полезно показать всю естественность для иудеев принятия Христа. Это так сказать "обезоруживание обниманием". Те, кто читал книги и статьи нынешнего Папы обычно склоняются именно к такому пониманию его действий. И в православии не мешает лишний раз подчеркунть что "антисемитизм" нам чужд, а если грехи против евреев и имели место — то как отклонения от учения Церкви, а не как часть его. Подробно опять-таки смотрите проповедь митр. Антония по поводу Кишиневского погрома. Уж его-то в иудействовании заподозрить нельзя.
 
 
Пожалуйста заметьте, что я очень далек от филокатолицизма, и неплохо знаю многочисленные еретические заблуждения папизма — но тут вопрос не о них. Важно понимать, мне кажется, что им движит — хотя бы потому что к православным он применяет точно ту же тактику что и к иудеям. Как же можно (и нужно ли) противостать такой политике? На мой взгляд, противостать ей эффективно можно ровно тем же способом: похвалить его за усердие к Христианскому единству, с радостию принять его извинения за гонения православных католиками в прошлом (и, надеемся, в будущем — поймать на слове, так сказать). Заверить что и мы не собираемся насиловать совесть верующих католиков. И плавно перейти к тому что же собственно есть причина разделения: вот тут и вскроются некоторые особенности папства, которые и лежат в основе разделения.
 
 
А когда ему в ответ заявляют нечто типа "сгинь, нечистый, вы там бесовские жертвы приносите своей молитвой" и "вы покланяетесь другому Богу" и "отец ваш диавол" (а по Евангелию, не диавол ли отец и всякого грешника, творящего беззаконие, то есть волю диавола?) — такой "аргумент" прямо скажем не способствует обращению в православную веру — "Не весте, какого духа есте".
 
 
Великодушно простите, если нечто в моих словах Вас смутило — и поправьте.
 
 
В заключение наверное стоит привести пространный отрывок из "Послания
 
к Римлянам", если у Вас есть комментарии, посмотрите (если нет, внизу ссылка, посмотрите там с 9 по 11 главу Послания).
 
 
"Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
 
что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
 
я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
 
то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
 
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
 
Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
 
и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
 
То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
 
А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
 
И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
 
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
 
не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
 
как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
 
Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
 
Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
 
Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
 
Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
 
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
 
Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
 
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
 
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
 
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
 
дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
 
над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
 
Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
 
И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
 
А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
 
ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
 
И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
 
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
 
А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
 
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
 
как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
 
 
Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
 
Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
 
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
 
потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
 
Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
 
А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
 
Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
 
Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
 
Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
 
потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
 
Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
 
Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
 
Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
 
Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
 
И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
 
Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
 
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
 
Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
 
Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
 
А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
 
Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
 
 
Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
 
Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
 
Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
 
Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
 
Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
 
Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
 
Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
 
как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
 
И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
 
да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
 
Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
 
Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
 
Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
 
Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
 
Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
 
Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
 
Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
 
то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
 
Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".
 
Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
 
Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
 
Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
 
Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
 
Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
 
Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
 
и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
 
И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
 
В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
 
Ибо дары и призвание Божие непреложны.
 
Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
 
так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
 
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
 
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
 
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
 
Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
 
Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь."
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]