Re (16): Чем дальше в лес..


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Лев Тихонов 19:34:24 24/05/2000
в ответ на: Re (15): Чем дальше в лес.., отправлено Юрий Аммосов 16:43:05 24/05/2000
 
>>>> В той мере, в какой я единодушен и единомыслен оо. Иоанну К. и Кириллу П., а также многим тысяч Новомучеников и Исповедников Российских.
 
>
 
>>> Единственный ли это критерий?
 
>
 
>> Практически в современной церковной реальности это так.
 
>
 
> А как же Символ Веры?
 
 
Как известно, Никео-Цареградский Символ Веры исповедуют католики (даже без филиокве), протестанты, в том числе половина самых диких сект, Армяне и, вероятно, прочие "дохалкидониты", не говоря уже о деревенских бабках-знахарках и изрядной доли рерихнутой интеллигенции. Разумеется, на словах.
 
 
Так что "словесное" исповедание Символа Веры ни в коей мере не является критерием православности, Символ Веры может быть понят и произнесен со смыслом не иначе как Духом Святым. А для того, чтобы что-то понимать Духом Святым, нужно быть как миниум православным. Такой вот замкнутый круг.
 
 
Так что православный — это тот, кто хочет быть Православным и стремится к Истине Христовой, содержащейся в Православной Церкви, но не в силу своего хотения, а в меру благодати Духа Святого.
 
 
Это, так сказать, неконструктивное определение, однако, позволяющее решительно не считать "православными" тех, кто явным образом отталкивается от самоочевидных православных истин, даже не вошедших в Символ Веры.
 
 
Конструктивное же свое определение я дал вчера, как наиболее удовлетворительное из мне известных. Православный — это тот, кто пребывает в духовном общении с православными старцами. Очевидно, оно как минимум более строгое, но я настаиваю на их эквивалентности.
 
 
Наличие православных в смысле первого определения, не являющихся православными в смысле второго определения опровергается духовным опытом всех известных мне мне православных "в узком смысле".
 
 
Из эквивалентности определений можно сделать еще один вывод: неправославным является тот, кто хулит старчество или, например, (для остроты, предвижу вопли!) отрицает православность о. Тихона (Шевкунова), являющегося одним из самых близких к о. Иоанну Крестьянкину пастырей.
 
 
>>> А как установить, единомысленны ли вы упомянутым лицам? Чем вы можете это доказать?
 
>
 
>> Проблема в том, что я далек от цели доказывать свою православность.
 
>
 
> А утверждать свою православность?
 
 
См. мои вчерашние пояснения.
 
 
>>Так ответите Вы мне на вопрос о Соборе? Где же он тот Собор, который должен нас с Вами рассудить?
 
>
 
> Так вы меня не поняли. Я вовсе с вами не тягаюсь не из-за чего! И рассуживать между нами нечего — по причине отсутсвия тяжбы.
 
 
Ну значит — это к Анахорету вопрос. Это он первым сказал "мяу", сиречь призвал дух соборности (не в смысле кафоличности).
 
 
Левъ.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]