Re: Что такое молитва?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 13:09:52 10/04/2000
в ответ на: Что такое молитва?, отправлено Василий Королев 10:01:42 10/04/2000:

 
Размещаю здесь свое сообщение на эту тему с другого форума.
 
 
 
Описание правильного способа молитвы просто, но все простое трудно для исполнения. "Взаимодействие" на молитве происходит одновременно — не с Самим Богом, поскольку Бог по Своей сущности непознаваем, а с Его энергиями; и вместе с тем — с Самим Богом, поскольку Его энергии — Сам личный живой Бог, открывающийся творению. В Боге и энергии, и сущность — все есть Бог и неотделимы друг от друга в силу простоты Его существа. Это принципиально отличает Бога от всего того, что нас окружает, и делает проблему "взаимодействия" с Богом столь трудной как с теоретической, так и с практической точки зрения:-).
 
 
На практике это выражается вот в чем. Перед подвижником-исихастом стоит задача выделить из того, что его окружает, внутри и вне его содержится, То, принципиально отличается от всего творения, не имеет ни образа, ни вида, и вместе с тем открывается человеку как Существо Личное, Творец мира и его Судия, Альфа и Омега, начало и конец. Впрочем, последнее он понимает пока только умом, зато первое стоит перед ним как вопрос жизни и смерти — принять тварное за Творца означает, по большей части, духовную гибель. Выполнить эту задачу он может только одним способом: из того, что ему приходит на ум — мысли, образы, представления, чувства, — он все без исключения и безо всякой жалости должен отвергать. Он должен, как некогда Израиль, ведомый Моисеем — умом, войти в духовную пустыню. Его делание в этой пустыне питает единственная надежда — то, что от Бога, отвергнуть нельзя. Все, что можно отвергнуть, то не от Бога. Такова безмолвная молитва исихастов, но она — как все самое простое — необычайно трудна и требует для такого сложного существа, как человек, подготовительных стадий. Первая и самая важная из них ( опускаю для краткости процесс воцерковления и приобретения элементарного навыка к молитве:-) ) — научиться "заключать ум в слова молитвы". Что это такое отчасти знакомо чтецам. Долгие службы в храме — сейчас, кстати, самое время для них, идет Великий Пост:-) — приучают к особого рода сосредоточенности, когда сознание ясно, ум следит за произносимыми словами, мир со своими образами и представлениями теряет власть над разумом. Человек — существо словесное, слова служат ему пищей, помним: "Не хлебом единым сыт человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих". Эта пища — продолжительное чтение Писания — перебивает отраву мира и всегда служила подвижникам подготовительной стадией для вступления в область духовного. Скажу на всякий случай, хотя это и трудная тема для обсуждения, что "заключение ума в слова молитвы" не имеет ничего общего со средоточением ума на смысле читаемого, и смысл, который при этом постигается, гораздо выше последнего. Словеса Божии, на которых держится все творение, и слова Писания составляют плоть и кровь мира. "Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне убо сей пребывает, в нем же и Аз есмь". Результатом такого правильного образа питания для подвижников является то, когда над ними исполняется обетование Господа: "Вселюся в них и похожду, и буду им во Отца, и будут мне в сына". Раз уж мы плавно перешли от первых стадий молитвы к последней, рассмотрим что же открывается подвижнику-исихасту в этой духовной пустыне — безмолвной молитве (об этом они пишут сами — литература на этот счет достаточно обширна)? Ничего. Отвергнув от себя все, он видит внутри себя, действительно, лишь бесплодную и унылую пустыню и опытно познает свою духовную нищету и поврежденность своего естества и приходит во смирение. Не раньше, чем это случится, благодать Божия приступает к подвижнику, чтобы исцелить его, сделать его простым, существом подобным Богу. Бог открывается ему как Нечто, для характеристики которого в этом мире нет ничего, ибо Он не от мира сего, и вместе с тем — как Свет. Ужасается тогда подвижник, видя этот Свет, как если бы увидел Нечто, превышающее его понимание. Нестерпимо для него видение Лица Божиего. Это суд прежде Страшного Суда и воскресение прежде общего Воскресения. Не может он тогда не признать своего Творца и Судию, и если существует какой-нибудь правильный способ молитвы, то это именно он и есть.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]