Re (4): Школьные ошибки


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Павел П. 15:50:21 11/04/2000
в ответ на: Re (3): Школьные ошибки, отправлено Владимир Урусов 13:10:14 11/04/2000
 
>> В Писании можно найти много цитат об Искуплении, но вот только "ереси" проф. Осипова тут совершенно не при чем. Кстати,
 
>
 
> Уважаемый Алексей.
 
>
 
> Александр Иванов попросил оставить меня болословские споры
 
> до конца поста. Я уже подумал пойти навстречу его пожеланию .
 
> Если Вы все же хотите чтобы  мы продолжили дискуссию —
 
> то если А.Иванов не возражает потерпеть меня  до
 
> 20 апреля (потом меня уже здесь не будет) — то я
 
> продолжу.  
 
>
 
> Владимир.
 
 
 
 
                                                                             Протоиерей Валентин Асмус
 
 
                             СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И
 
                           СОВРЕМЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
 
 
 
 
> XIX век — век философии по преимуществу, когда философия, чувствуя себя царицей наук, готова была
 
поглотить и само богословие. Наше русское богословие не укрылось от этого веяния времени. Назову
 
хотя бы одно направление мысли — славянофильство. Рассматривая Православие как "веры племенной
 
богатство" (выражение А. Хомякова), мыслители этой школы противопоставили западному инославию
 
не твердые основы православной догматики, но некий набор русских социальных добродетелей.
 
Особенно сильным было влияние на наше богословие Митрополита Антония Храповицкого, великого
 
иерарха, но весьма спорного богослова. Митрополит Антоний был одаренный философ; целый ряд
 
работ посвятил он русской беллетристике. При этом у него нет ни одного исследования святоотеческой
 
мысли. С необычайной легкостью Митрополит Антоний принялся за исправление догматики, которую
 
он предвзято считал искаженной западными влияниями. Правда, увидев крайние выводы, сделанные
 
его учениками и продолжателями, отрицавшими вовсе значение искупительных страданий Спасителя,
 
Митрополит Антоний изобрел некий компромисс в виде гефсиманской теории искупления.
 
Последовательный антиюридизм школы Митрополита Антония понятен, как реакция на западный
 
юридизм, действительно односторонний и грубый у некоторых представителей западной теологии. Но в
 
предложенном виде он не может быть патрологически обоснован. Юридизм существовал не только на
 
Западе, но и на Востоке. На Западе он появился не в схоластическую эпоху: им пронизано богословие
 
Тертуллиана и св. сщмч. Киприана Карфагенского, у которых мы находим весь набор юридических
 
понятий, в том числе "удовлетворение" и "заслугу".
 
Несомненно, что некоторые и католические и протестантские доктрины восходят к блаженному
 
Августину, и не все его мнения совместимы с православием. Но последовательный антиавгустинизм
 
вступает в противоречие с V Вселенским Собором, который на третьей сессии провозгласил имена
 
"избранных отцов", числом 12: среди четырех западных отцов мы находима здесь и имя св. Августина.
 
Оценивая школу Митрополита Антония, виднейший патролог Архиепископ Василий (Кривошеин)
 
писал: "Реакции русской богословской мысли конца XIX — начала XX века не хватало подлинного
 
знания патристического предания в его полноте, положительного раскрытия на его основе догматов
 
Православия" (БТ вып. 4, с. 29).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]