Re (5): Школьные ошибки


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 20:43:17 11/04/2000
в ответ на: Re (4): Школьные ошибки, отправлено Павел П. 15:50:21 11/04/2000
 
>>> В Писании можно найти много цитат об Искуплении, но вот только "ереси" проф. Осипова тут совершенно не при чем. Кстати,
 
>>
 
>> Уважаемый Алексей.
 
>>
 
>> Александр Иванов попросил оставить меня болословские споры
 
>> до конца поста. Я уже подумал пойти навстречу его пожеланию .
 
 
Дорогой Владимир,
 
Мне казалось что весь этот вопрос был обсужден в прошлом году, у меня лично нет интереса снова его поднимать.
 
>         Протоиерей Валентин Асмус
 
>
 
>                              СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И
 
>                            СОВРЕМЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
 
>  
 
>> XIX век — век философии по преимуществу, когда философия, чувствуя себя царицей наук, готова была
 
> поглотить и само богословие. Наше русское богословие не укрылось от этого веяния времени. Назову
 
> хотя бы одно направление мысли — славянофильство. Рассматривая Православие как "веры племенной
 
> богатство" (выражение А. Хомякова), мыслители этой школы противопоставили западному инославию
 
> не твердые основы православной догматики, но некий набор русских социальных добродетелей.
 
> Особенно сильным было влияние на наше богословие Митрополита Антония Храповицкого, великого
 
> иерарха, но весьма спорного богослова. Митрополит Антоний был одаренный философ; целый ряд
 
> работ посвятил он русской беллетристике. При этом у него нет ни одного исследования святоотеческой
 
> мысли. С необычайной легкостью Митрополит Антоний принялся за исправление догматики, которую
 
> он предвзято считал искаженной западными влияниями. Правда, увидев крайние выводы, сделанные
 
> его учениками и продолжателями, отрицавшими вовсе значение искупительных страданий Спасителя,
 
> Митрополит Антоний изобрел некий компромисс в виде гефсиманской теории искупления.
 
> Последовательный антиюридизм школы Митрополита Антония понятен, как реакция на западный
 
> юридизм, действительно односторонний и грубый у некоторых представителей западной теологии.
 
 
Вот видите.
 
С другой стороны этот период, и сама "школа" меня настораживают точно так же как наверное и прот. Асмуса, хотя вообще-то сейчас модно восторгаться и "экономической теорией" канонов (восходящей к греческим св. отцам "Колливадам" преп. Макарию, Никодиму Святогорцу и проч.) которую ввела в российский обиход именно "школа" митр. Антония, священномуч. Иларион (Троицкий) и другие. Эта теория доминирует у греков-традиционалистов, несмотря на свое свойство "фантастичности" (выражение кажется прот. Флоровского) и еще много раз нам предстоит о нее спотыкаться.
 
 
>Но в
 
> предложенном виде он не может быть патрологически обоснован. Юридизм существовал не только на
 
> Западе, но и на Востоке. На Западе он появился не в схоластическую эпоху: им пронизано богословие
 
> Тертуллиана и св. сщмч. Киприана Карфагенского, у которых мы находим весь набор юридических
 
> понятий, в том числе "удовлетворение" и "заслугу".
 
 
Ну и что, это вполне естественно  - надо же было все это объяснять людям мыслившим именно категориями такой юридической системы. Как же иначе.
 
 
> Несомненно, что некоторые и католические и протестантские доктрины восходят к блаженному
 
> Августину, и не все его мнения совместимы с православием. Но последовательный антиавгустинизм
 
> вступает в противоречие с V Вселенским Собором, который на третьей сессии провозгласил имена
 
> "избранных отцов", числом 12: среди четырех западных отцов мы находима здесь и имя св. Августина.
 
 
Это так. Иеромонах Серафим (Роуз) писал даже статью о месте блаж. Августина в прав. церкви, в порядку возражения греческим ревнителям-хулителям. С другой стороны у блаж Августина действительно многовато мнений которые потом больно отозвались на Западе.
 
 
> Оценивая школу Митрополита Антония, виднейший патролог Архиепископ Василий (Кривошеин)
 
> писал: "Реакции русской богословской мысли конца XIX — начала XX века не хватало подлинного
 
> знания патристического предания в его полноте, положительного раскрытия на его основе догматов
 
> Православия" (БТ вып. 4, с. 29).
 
 
Это так. И оппоненты митр. Антония были не вполне правы тоже. Ну так никто из людей непогрешимостью не обладает, а высоких богословов на Руси по правде сказать найти трудновато. Преподобных масса, мучеников тоже, святители и чудотворцы — а вот с богословами пока неурожай.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]