Re: Все хорошо, только...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 15:05:09 12/04/2000
в ответ на: Все хорошо, только..., отправлено Александр Иванов 14:00:01 12/04/2000
 
>> Христос не был обуреваем страстями, так как Его ипостасная воля — воля Второго Лица Св. Троицы — не способна к уклонению от природной воли Божества. Как вольное уклонение Адама повреждает природу, так и вольное неуклонение Нового Адама исцеляет ее.
 
>
 
> Вот тут небольшая неясность. Если неуклонение было вольным, то вряд ли можно говорить о неспособности уклонения. Наверное, следует вспомнить о двух волях Христа — человеческой и Божественной?
 
 
Замечание было бы справедливым, если бы можно было говорить о Христе как о человеке в ипостасном смысле этого слова, а не природном. Тогда можно было бы сказать, что один человек Адам вольно уклонился во грех (напомню, грех — свойство ипостаси, а не природы), другой — Христос — вольно не уклонился и тем исцелил природу. На самом деле Христос не явлется ипостасью человеческого вида, а одной из Ипостасей Св. Троицы, воипостазировавшей человеческую природу. Мы исповедуем во Христе две природы и одну ипостась — Ипостась Сына. Поэтому когда мы говорим о двух волях во Христе, мы говорим о природных волях. Необходимо отличать волю природную и волю ипостасную. Природная воля (фелима)— это способности, заложенные в той или иной природе, подталкивающие ипостась этой природы к их реализации. Ипостасная воля (гномэ) — это воля, делающая конкретный выбор из числа заложенных в природе данной ипостаси возможностей. Во Христе две природные воли и одна ипостасная — воля Второго Лица Св. Троицы. Этот вопрос был подробно разработан преп. Максимом в период монофелитских споров. Поэтому когда мы говорим о неуклонении вольном или невольном, мы не можем говорить о двух природных волях, а должны говорить об одной — ипостасной.
 
 
Так было ли неуклонение Сына вольным или невольным? И то, и другое. В Боге, в силу простоты Его существа, свобода и необходимость совпадают. В Боге нет произвола, это человек может делать свободный выбор вопреки его природе. Свободный выбор Бога всегда совпадает с природой, ипостасная воля — с природной.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]