[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Вета 16:56:37 01/05/2000:
Христос Воскресе! Когда в Послании к Римлянам Ап.Павел говорил: "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях" (14, 1), он имел в виду христиан, не находящих в себе сил полностью, во всём следовать в собственной (практической) жизни Христовым Заповедям? И, говоря о недопустимости "подавать брату случая к преткновению и соблазну" (14, 13), подразумевал лишь греховную жизнь одного в качестве нежелательного примера для другого? Не может ли это определение "немощный в вере" относиться и к заблуждениям собеседника на уровне христианской догматики? (т.е., к "еретикам", но не к тем, кто активно проповедует собственную ересь, изображая ее в качестве действительной догмы). Нет, возможно ли приложить определение "немощный" к человеку, в чьем мировоззрении его "еретическое" кажется ему следствием собственного выстраданного духовного опыта? (Кстати, вот о чем задумалась: мы все чаще всего уверены, что являемся носителями полноты истины, иначе чем еще объяснить нашу пылкость при отстаивании собственных позиций, иногда переходящую в обидную для оппонента горячность. А ведь, как мне думается, каждый из нас имею в виду вообще нас, православных, а не участников форума в своем понимании положений веры неизбежно допускает некоторую, м.б., и незначительную, аберрацию, которая, тем не менее, искажает действительную полноту истины. Еще раз акцентирую: говорю не о форуме: сюда приходят для отстаивания своих позиций и заранее морально готовы к спору). Подразумеваю иную ситуацию. Когда перед Вами человек, лишь знакомый Вам (не родственник и не близкий друг) для того, чтобы душою, с доверием принять Ваши "наставления", поправки. Не вводим ли мы его в соблазн, горячо оспаривая его высказывание? Не провоцируем ли на дальнейший спор и, тем самым, на еще большее впадение в "еретичество", на впадение в грех высказывания ложных мнений, которого он не будь спора мог бы и избежать? И, возможно, Сам Господь увел бы его от этих заблуждений: ведь человек этот искренне считает себя православным и верит в Христа, принимает основные догматы Православия, заблуждаясь в частностях? Не может ли определение "немощный в вере" относиться и к таким "неосознанным, невольным" "еретикам"? И не положиться ли здесь на волю Божию, зная, что "Благодать, данная по Св.Крещении, сохраняется до самой смерти и с еретиками" (не могу, к сожалению сослаться на страницу ищу в "Слове о смерти" Свт.Игн.Брянчанинова встречала у него буквально на днях; но, думается мне, это общеизвестный факт? Во всяком случае, помещу ссылку в ближайшее время). Особенно спорной представляется ситуация, когда "наставляющий" в "теоретическом" понимании этих частных положений осознаёт, что всей своею жизнью, своей горячей и действенной любовью к ближним его оппонент превышает его, исполняя практически эту Христову Заповедь. Мир Вам! Вета (Алла).
Ответы и комментарии: