Отправлено Вета 20:42:54 02/05/2000в ответ на: Re (2): Это по моей части, отправлено Юрий Аммосов 02:26:33 02/05/2000>> Но речь не о "тех" еретиках, а о "еретиках"... > > Мне кажется, тут стоит говорить не о заблуждениях, а о том, что человек любит из догматики вытаскивать то, что ему в силу его склонностей более по сердцу, прочее же игнорировать. Да и расщеплляются чаще всего не догматика, а поместные свычаи и обычаи поверхность то есть. Я помню, как бодался с неким собеседником, которые уверял меня , что мол, писать надо беЗпокойный, беЗсеребренник потому как иначе, мол, бес поминается. Для него сия домашняя магия была важнее всего прочего. Где тут ересь? Мелковато-с для нее... Подобные "частные мнения" встречаются частенько (простите за тавтологию). В том же ключе, думается, попытки, в качестве догмата, присовокупить к вере те или иные политические идеи, это, правда, не всегда бывает безобидным. Когда затронут лишь теоретический пласт, это может выглядеть даже красиво и изящно: как в середине 20-х гг. у наших эмигрантов-"евразийцев" Н.Трубецкого, Г.Флоровского, проч. (в 30-х не случайно оба отошли от своего детища). Ну, а когда их идеи примитивно "заземляют" Дугин и иже с ним, начинает попахивать кровью (правда у нацболов не случайна ориентация на Савицкого и Сувчинского, которые все же более тяготели именно к практическому, а не теоретическому аспекту проблемы). Но я имела в виду ситуацию не столь безобидную, как Вами предложенный вариант. Представьте человека верующего, посещающего Церковь (но по традиции, а в действительности не верящего в силу Таинств). Здесь наблюдается некоторое влияние толстовства, но не всеобъемлющее. В отличие от Л.Н., наш персонаж верит в Силу Божию, но не совсем доверяет Церкви. Очень распространенный случай, не правда ли? И характерен для любых возрастных категорий. В моем личном окружении, во всяком случае, эти взгляды распространены повсеместно. Не берусь судить о ситуациях в других вузах, но в нашем (на факультете русской филологии) сейчас трудно найти атеиста (и это отрадно), но почти таков же и процент глубинного (не в качестве дани традиции) воцерковления. При этом недоверие к Церкви как действительной проводнице Божией Благодати высказывается активно, остракизму подвергается противоположная позиция как проявление "отсталости", "темноты", проч. Отклонения иного рода: когда, напр., отдельные евангельские эпизоды трактуются варварски, с обыденных позиций т.н. "гуманизма". Когда Св.Апостолам отказывается в Апостольстве они "переводятся" в мифический ранг предавших "учеников". А Иуда (под влиянием убогого андреевского "изложения") оборачивается великим "страдальцем за Христа". Попробуйте скажите сторонникам подобных теорий, что они перешли в ранг "каинитов" они горько на вас обидятся, ведь считают себя "христианами" и, что действительно так, горячо любят Христа! Такое абстрактное "христианство" весьма распространенное явление. Многие наши современники, считая себя православными, отстаивают экуменизм. Кто-то идет дальше, и веря в Бога и в Его Силу "преображать физическое естество мира" (слава Господу, у Достоевского нашли и восприняли), тем не менее, верят либо только в Христа, отвергая Богоотцовство, либо напротив, в абстрактного Бога, вне Триединства. Почему все же у меня рука поднялась поставить в кавычки слово "еретики", по отношению к ним? Я, правда, тогда же уточнила: это их внутренняя вера, они не выступают с этими положениями в печати, не создают новых религиозных концепций, не ищут последователей. Лишь в личном общении, в "задушевной беседе" высказывают они "свою истину о Боге", в "момент откровения", который столь част у гуманитариев, большая часть которых женщины, вообще склонные к "откровениям" (да, наш грех, что ж поделать!) Так не вредоносен ли для обеих сторон будет спор: ведь амбиции, боязнь за свой авторитет, могут увести их еще дальше в этой ереси? Подыскивая аргументы для своих личных "теорий" они (как показывает опыт) еще более утверждаются в ереси (уже из упрямства, дабы не пострадало реноме признанного и по заслугам интеллектуала). А для второй стороны спор этот (в своей заведомой обреченности на неудачу), как мне представляется, также не "душеполезен": горячность на каком-то, м.б., уж и завершающем этапе все же неизбежна. Как же быть? Не положиться ли на волю Божию, который пока дает нам еще жизнь не отнимает Благодати Крещения даже и у еретиков? Ведь разговор идет в узком преподавательском кругу (редко меняющих свои убеждения людей), здесь сомнительна возможность "еретического" влияния на умы собеседников (мы ведь, что греха таить, чаще готовим в такой ситуации собственные аргументы, не очень-то и прислушиваясь к собеседнику, разве чтобы уж нить разговора не потерять). Вета (Алла).
- Re (4): Это по моей части Марфа 22:07:29 02.05.2000 (4)
- Re (5): Это по моей части Алексей Чумаков 00:28:56 03.05.2000 (3)
- Re (6): Это по моей части Вета 06:49:48 03.05.2000 (2)
- Re (7): Это по моей части Алексей Чумаков 11:16:58 03.05.2000 (1)
- Re (8): Вы играли в детстве в испорченный телефон? Вета 06:48:42 04.05.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]