О русском типе катехизации.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 15:08:28 03/05/2000
в ответ на: Re (3): Полегче... или 1001 вопрос про это, отправлено Фамарь 23:45:28 02/05/2000
 
Христос Воскресе!
 
 
Хочу предложить Вам небольшие отрывки из статьи Розанова, поклонником которого я хоть и не являюсь, однако признаю его большую наблюдательность.:)
 
 
Так вот отрывки эти, imho, достаточно хорошо иллюстрируют сущность "русской национальной окраски" Вселенской Веры и нашего "национального типа катехизации". Боюсь услышать обвинения в филетизме:), но думаю отцы и братия поймут мои благие намерения. Итак:
 
 
> Представьте себе, задумывалась. Не совсем у меня мозги атрофировались за время декрета :) Проблема лишь в том, что других как-то не видно-не слышно.
 
 
"Тайну русского аскетизма составляет именно безнервность: плач, горе, например по усопшим, по родным, по смерти друга, есть порицаемая слабость для аскета, как и бурный гнев на чужой грех, на зло — есть прямо грех, проступок и «падение» святого. Да русские святые никогда никого и не упрекали; так — легкая слеза, легкий упрек в сторону, почти безмолвно, почти только в душе Например, святой Феодосии Печерский (вскоре после крещения Руси) пришел на один пир великокняжеский и, сев в стороне,— заплакал. Когда его спросили, о чем он плачет, он ответил: «Братия, я размышляю, будет ли так же весело на том свете (после смерти), как вы проводите весело время на этом свете». Князь и гости смутились и прекратили веселье. Кто здесь был покорнее? Святой князю? Князь святому? Оба лобызали друг другу руку в таинственной взаимной покорности и святой так же боялся (нравственно и деликатно, отнюдь не рабски) своего упрека, как князь своего веселия около изможденного молитвою и постом святого. Вот это и дает образчик характерного русского обращения к другим, влияния, действия, пропаганды: западныые формы, протестантские и особенно католические, у нас немыслимы, невообразимы."
 
 
и еще. О гонимых кочетковцах и гонителях...
 
 
"Вообще, из истории сектантства нужно отметить эту трогательную и нигде еще не встречающуюся черту, что 1) кричат — раскольники, шепчут — православные, 2) бесстрашны — гонимые, всего боятся, робки в слове и  действиях — гонители, 3) всего надеются, ко всему рвутся сектанты,  пессимистично настроен и боится шевельнуться, сделать шаг вперед или в сторону — представитель официальной Церкви.— Это сообщает самой официальной Церкви до того кроткий и смиренный вид, что, при всем понимании в ней недостатков,— ее больно критиковать, хочется все ей простить, со всем примириться и умереть все-таки православным даже при отрицании почти всего Православия. "
 
 
>У тех же кочетковцев и т.п. его знает каждый новокрещаемый. Да и, если почитать, проповеди Чистякова, Кочеткова и иже с ними неизмеримо выше среднего по Москве уровня (не говорю о провинции, где проповеди зачастую нет вовсе).
 
 
"Великие концепции философии, пусть даже религиозной философии,— все это для них(русских) не стоящая внимания вещь, как всякое человеческое, обыкновенное, не сверхъестественное. Но, например, по молитве святого больной встал и выздоровел: тогда русский падает на землю и целует прах под ногами этого святого, ибо он увидел здесь манифестацию чего-то нечеловеческого."
 
 
 
Андрей


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]