Consensus patrum


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 18:01:34 05/05/2000
в ответ на: Re (9): Полегче... или 1001 вопрос про это, отправлено Wanderer 12:21:04 05/05/2000
 
>
 
>> Нет. Важны взгляды, проповедуемые этими священниками. Если эти взгляды противоречат традиционному святоотеческому православию — то мы должны предупреждать доверчивых лодей, которых эти злые пастыри могут соблазнить своими лжеучениями.
 
>
 
> Уж простите великодушно, но постоянно звучащии заявления о "традиционном святоотеческом православии", предполагающие некую монолитность святоотеческого наследия, свидетельствуют обычно о крайней девственности авторов подобных заявлений в патристике и о знании святоотеческого наследия преимущественно понаслышке (либо о некоторой слепоте при чтении этого наследия).
 
 
Знаком ли Вам термин consensus patrum? Если нет — очень жаль.
 
Вам придется потратить много усилий, чтобы доказать немонолитность святоотеческого православия. Да, у святых отцов были разногласия в догматических, аскетических и канонических формулировках (формулировках!) и значительно реже в учении. Для разрешения таких вопросов, вызвавших разногласия собирались соборы и озвучивали либо верный либо более точный вариант формулировки. Либо отвергали какое-либо частное мнение, при этом, если человек подчинялся авторитету Церкви, его никто особенно и не обвинял. Хрестоматийный пример со св. Григорием Нисским.
 
 
> Смею вас заверить, что по многим вопросам (включая догматические) между теми, кто на сегодняшний день признан в качестве Святых Отцов, были подчас серьезнейшие разногласия.
 
 
Приведите пример и мы с обсудим.
 
 
>Иногда даже публично в ереси друг друга обвиняли, или в иных злодействах (бесспорный представитель лика Святых Отцов св. Кирилл Александрийский уже через много лет после кончины не менее бесспорного св. Иоанна Златоуста, когда имя последнего было восстановлено в диптихах, ехидно вопрошал: "Если Иоанн во епископах, то почему Иуда не во апостолах?").
 
 
Не очень хорошо знаком с этой ситуацией. Будьте добры прокомментируйте, пожалуйста в чем там было дело?:)
 
 
> Вглядитесь чуть-чуть повнимательнее в церковную историю, и Вы увидете, что нередко те, кого мы сейчас считаем Святыми Отцами далеко не во всем вписывались в предшествующую традицию богословия, равно как и пастырской или аскетической практики. И заметьте: почти каждый из них привнес что-то новое, чего прежде не было в Церкви (зачастую преодолевая сопротивление других).
 
 
Это было лишь четкое формулирование православного учения, а не его "создание". Разве нет?
 
 
> Думаю, что "предупреждать доверчивых людей" "мы" вправе лишь тогда, когда в достаточной полноте владеем содержанием предмета.
 
 
Бесспорно.
 
 
Андрей.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]