О "ритуальной исполнительности"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 15:38:32 09/05/2000
в ответ на: Re: Согласен, отправлено Wanderer 13:49:50 09/05/2000
 
> А не представляется ли вам (я обращаюсь вообще к участникам), что на допуск к Причащению влияет обычно (в среднстатистическом приходе) не тяжесть грехов, а исключительно ритуальная исполнительность?
 
 
Так, да не так. Почитайте, что пишет одному студенту К.Леонтьев о "ритуальной исполнительности" :
 
 
"Вы говорите: „В Бога я верю, но вера моя какая то неровная. Иногда я
 
молюсь с наслаждением: иногда только по привычке отчитываю молитвы".
 
 
И прекрасно делаете, что по привычке их читаете. Этот труд, это
 
понуждение, это изволение первичное, этот навык более в нашей воле,
 
чем то наслаждение, которым Вы довольны.Это один из главных пунктов
 
современных ошибок и недоумения. Мы все нынче ищем сразу сильного
 
чувства, трогательного ощущения, искренности и т.д. (Фудель в своей
 
брошюре с особым удовольствием свидетельствует об этой искренности)
 
[1]. Это большая ошибка. Не только ровную молитву приобрести
 
невозможно; но и ровная вера едва ли кому-нибудь доступна, разве
 
великим подвижникам. (И за то, что у них вера всегда ровна, я не
 
ручаюсь; свидетельств святоотеческих на это не помню)".
 
 
Это лишь небольшой отрывок, ссылка на него — в конце этого сообщения, прочитайте письмо целиком, очень советую.
 
 
> исключительно в условиях крайне редкого Причащения — ведь в эпоху зрелого средневековья миряне и простые монахи (за редким исключением) и даже некоторые клирики не причащались годами.
 
 
Пожалуйста, сообщите источник Ваших сведений. Вы ведь говорите о православных мирянах, монахах и клириках?
 
 
> Поэтому у меня не вызывает сомнений то, что, при соответствующем подходе со стороны верующего в наши дни, все прочие условия подготовки могут рассматриваться исключительно как факультативные (т.е. по желанию самого верующего).
 
 
Что Вы понимаете под "соответствующим подходом"? Какова особенность "наших дней" с Вашей точки зрения? Что включают в себя "прочие условия" и с какого периода, на Ваш взгляд, ими можно пренебрегать?
 
 
С уважением,
 
Александр Иванов.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]