Отправлено Wanderer 03:33:35 12/05/2000в ответ на: Re (2): О плодах "катехизации", отправлено Александр Иванов 20:25:45 10/05/2000>> Александр, я действительно чувствую себя как-то неуютно, если не причащаюсь на литургии. Этому меня никто не учил :) Я не святая, хожу в храм далеко не каждую неделю. Более того, вопрос именно от того и возник, что данный батюшка призывал _бывать_ на литургии почаще. Но вот быть и не причаститься... Если Вас не затруднит, дайте, пожалуйста, ссылки на тех самых святителей и преподобных, о которых Вы писали, как они решали этот вопрос для себя. Поверьте, если бы мне действительно не хотелось разобраться в данном вопросе, я бы его не поднимала. > > Лучше Вы мне дайте хоть одну ссылочку на учение Церкви о необходимости причащения каждую литургию, откуда Вы взяли это? Можно найти многочисленные указания на необходимости тщательного приготовления к Причащению, а в силу разных обстоятельств, как Вам известно, каждую неделю такое приготовление невозможно. Но нигде не сказано, что по этой причине нужно отказаться от участия в литургии. Что заставляет Вас отрицать многовековую практику Церкви или сомневаться в ней? Да о чем Вы, право же, милостивый государь? Возьмите для начала прот. Николая Афанасьева "Трапезу Господню": там, если не изменяет мне память, приводятся все основные древние соборные правила на эту тему. На ту же тему Вы найдете многое и у прот. Александра Шмемана (по счастью Игорь чуть ниже пространную цитату привел), и у архим. Киприана (Керна) т.е. у наиболее авторитетных православных литургистов нашего столетия. (На западных в конфессиональном отношении авторов так и быть не буду ссылаться; а то, что приходится ссылаться только на живших на Западе, уж не обессудьте; у нас в то время трудновато было богословием и церковной историей заниматься, поэтому не очень большой урожай литургистов вышел: разве что Н.Д. Успенский может сравниться). Так что Кочетков не с пустого места пошел по пути возрождения древнецерковной евхаристической практики. Между прочим, и до него многие достойные батюшки благословляли частое Причащение (среди них такие, как архим. Таврион, о. Всеволод Шпиллер, да и менее известные, среди которых были даже вполне консервативные во многих отношениях). Поскольку я довольно давно занимаюсь научным исследованием этого вопроса, хочу заметить (без подробных выкладок), что переход к редкому Причащению (длившийся с IV по VIII вв.) имел под собой довольно много скрытых причин, к сущности христианского учения отношения не имевших (то, о чем говорит Шмеман в приводимом ниже Игорем тексте, лишь одна сторона этого довольно сложного комплекса). Но именно результатом уже установившейся повсеместно в последние вв. I тыс.-л. практики редкого (чтобы не сказать "редчайшего") Причащения стало учение об относительном недостоинстве причащающегося (в том смысле, что часто причащаться я не достоин, а вот редко почему-то могу быть достоин; хотя на самом деле всегда недостоин, но тем не менее почему-то Господь дает мне, недостойному, этот дар и, более того, повелевает им пользоваться помните, в одной из предпричастных молитв: "Повелеваеши, да отверзу двери, яже Ты един создал еси..."). Параллельно этому стало складываться учение, также не известное ранней Церкви, о возможности как бы "заплатить" за этот дар (хотя очевидно, что отплатить за него все равно не сможешь он бесценен, но, как всякая Божественная благодать, подается даром: "gratia gratis data", по слову Августина). Первой ласточкой стала уже в III в. практика евхаристического поста (т.е. воздеоржания от пищи и пития от полунощи и то поначалу касавшегося только воскресных дней), распространившаяся вскоре со своей родины Сев. Африки по всей ойкумене; несколько веков только ею и довольствовались, но потом, по мере общего охлаждения евхаристического энтузиазма, стали появляться требования готовиться задолго постом и молитвою. Имеющиеся сейчас молитвенные правила сравнительно позднего происхождения (не будем забывать, что сам жанр канона возник не ранее нач. VIII в.). Но если со "ссылочками на учение Церкви о необходимости причащения каждую литургию" особой трудности не будет, то найти среди ранних церковных авторов тексты о недостоинстве причащаться часто и о необходимости подготовки к Причащению теми или иными конкретными делами благочестия (говение, молитвенные правила) Вам едва ли удастся (впрочем, если Вам посчастливится в этом больше, чем мне, то очень признателен буду за отсылки). Сразу же хочу отвести возможные ссылки на известное увещевание св. ап. Павлом коринфских христиан относительно поведения во время евхаристических собраний: речь там вовсе не касается подготовки. Да, мы действительно найдем у ранних Отцов рассуждения о том, что необходимо быть готовым встретиь Христа в Евхаристии; но это как раз то, к чему христианин должен быть готов в любую минуту своей жизни, потому что "не знаете ни дня ни часа, когда придет Сын Человеческий" (равно как и часа своей смерти) а значит к евхаристической встрече с Ним мы должны быть готовы всегда точно так же, как и ко встрече эсхатологической. > Нашел пока вот такой совет: > > Свт. Игнатий (Брянчанинов): "Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу". 397 (522) 1847 г. Вполне понятен высказанный Вами ранее вопрос о том, почему многие светочи духовности ничего дурного не видели в редком Причащении. Да потому, что они жили в тех исторических условиях существования Церкви, когда такая практика и такой подход к ней давно уже утвердились и веками устоялись, и по целому ряду причин им просто не приходило в голову, что может быть как-то иначе, а если и приходило (в чем я очень сомневаюсь но кто знает?), то они, возможно, не находили путей это изменить, или просто не считали это делом первостепенной важности, видя перед собой задачи, представлявшиеся им на тот момент истории более важными. > Может Вам лучше познакомиться с толкованиями на Божественную Литургию, может Ваше понимание неверно отражает сущность происходящего? Поверьте на слово: я прочел не один десяток толкований на Божественную Литургию самых разных "времен и народов". Тем не менее, в тех случаях, когда мне всё же приходится по каким-то причинам присутствовать на Божественной Литургии без Причащения (хотя подобного я стараюсь по возможности избегать), меня обуревают те же мысли и чувства, о которых пишет Фамарь.
- Re (4): О плодах "катехизации" Александр Иванов 08:27:06 12.05.2000 (8)
- Re (5): О роли конфессиональной принадлежности в дискуссиях Wanderer 00:18:59 13.05.2000 (6)
- Что ж, нет худа без добра! Лев Тихонов 03:17:40 13.05.2000 (3)
- Re: Что ж, нет худа без добра! Алексей Чумаков 09:45:03 13.05.2000 (1)
- Re (2): Что ж, нет худа без добра! Лев Тихонов 12:58:06 13.05.2000 (0)
- Re: Что ж, нет худа без добра! Wanderer 04:23:45 13.05.2000 (0)
- Bull's-eye Анахоретъ 17:33:20 12.05.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]