Отправлено partizan 14:04:38 12/05/2000в ответ на: Re (3): Вопросы., отправлено Александр Иванов 13:06:18 12/05/2000Христос Воскресе! > > Воистину Воскресе! > >> Из свт. Игнатия могу привести массу цитат, где под "сердцем" понимается сугубо "мышечный орган в груди" с подробным описанием его составных частей и их функций. > > Андрей, хотелось бы видеть хотя бы некоторые из обещанной массы цитат Святителя. > > Я пока нашел вот что: Спасибо за хорошие цитаты. Но дело не совсем в этом. Разговор начался с тезиса Алексея: >В свое время, при появлении этой техники, были много самобытных рассуждений, с том числе и православных, насчет того будет ли скажем у таких людей душа. Сходные обсуждения возникали и по вопросу о пересадке сердца (некоторые возражали, неверное понимая святоотеческий термин "сердце" в анатомическом смысле). Я, понимая конечно, что в терминах "место сердечное" или "соединения ума с сердцем" имеется в виду соединение ума не с мышечным органом, а с духом (и далее прошу заметить с телом то есть "полное соединение человека"), пытался заметить, что сердце (и кровь) как "физические органы" играют важнейшую роль в процессе воссоединения человека. И поэтому отцы, говоря о сердце, часто понимают не духовное "место сердечное", а само сердце, где и обитает дух человека. Тоже и с кровью. Поэтому понимать слова о сердце и крови исключительно в "переносном смысле" за неимением других терминов мне кажется поспешно. То есть надо различать, когда говорят о "сердечном месте", даже и называя его "сердцем", а когда о "сердце", понимая его как орган. "Определенное объяснение этого предмета сделалось, таким образом, необходимостью. Сердце человеческое имеет вид продолговатого мешка, к верху расширяющегося, к низу суживающегося. Оно, верхней оконечностью, находящейся напротив левого сосца груди, прикреплено, а нижняя его часть, нисходящая к оконечности ребр, свободна; когда она придет в колебание, это колебание называется биением сердца. Многие, не имея никакого понятия об устройстве сердца, признают свое сердце там, где чувствуют биение его. Приступая самочинно к упражнению сердечной молитвой, они устремляют дыхание, вводя его в сердце, к этой части сердца, приводят ее в плотское разгорячение, причем биение сердца очень усиливается, призывают к себе и навязывают себе неправильное состояние и прелесть. " Повторюсь. Соединение ума с сердцем, конечно, подразумевает соединение ума и духа, не не ума и мышечного органа. Однако это сам орган, являющийся "местом пребывания" духа, играет важную роль в этом процессе и неправильное понимание этого ведет к большим проблемам. Тоже самое можно сказать и крови. С уважением, Андрей
- Re (5): Вопросы. Александр Иванов 15:25:24 12.05.2000 (1)
- Re (6): Вопросы. partizan 16:58:15 12.05.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]