Re (5) Проспер Аквитанский


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 23:38:18 12/05/2000
в ответ на: Re (4) Проспер Аквитанский, отправлено Алексей Чумаков 10:28:00 12/05/2000
 
>> Он прославился в основном как полемический церковный писатель, начавший свое богословское поприще в Марселе со споров с полупелагианами. Ревностный последователь Августина, он прославился, в частности, тем, что переложил некоторые из его трудов стихами. Впрочем, во взглядах на предопределение Проспер придерживался куда более мягких позиций. В 430-40-е гг. был секретарем Льва Великого.
 
>
 
> Это все очень интересно, вот только среди признанных Православной Церковью святых, а тем паче — Отцов Церкви — такого не находим. Кстати сказать, а те "полу-пелагиане" часом не православные ли были? ;0) А то ить нередко нас так именно и называют. Был такой св. Иоанн Кассиан Римлянин, например, он одному ревностному деятелю августиновской партии так написал -"благодать далеко менее можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона, чем примерами египетских подвижников". Не припомните, уж не Просперу ли написал это его Collator? И не о Collator'e ли этом преп. Иоанн Лествичник написал, — "великий Кассиан разсуждает превосходно и возвышенно"?
 
> Так что погодим причислять Проспера Аквитанского к святым отцам...
 
 
А тут годи-не-годи, вопрос этот решился путем т.н. "рецепции" (слыхали такой термин?) еще задолго до 1054 г. (и даже до патр. Фотия).
 
Полупелагианство Иоанна Кассиана не умаляет для нас глубины его мистического опыта и многих других достоинств, равно как явно сомнительные взгдяды Августина на предопределение не лишают для нас ценности его учений о Троице или о благодати, а иконоборчество Епифания Кипрского (задолго до появления такового как оформленного лжеучения и, тем более, признания его ересью) не делает для нас этого Отца Церкви меньшим ревнителем чистоты православия (список можно было бы продолжить). "Взаимопризнание" святых тоже дает в истории печальные сбои. Я уже говорил о том, как Кирилл Александрийский поносил Иоанна Златоуста, отказываясь смириться с его восстановлением в диптихах; но для нас это вовсе не достаточное основание, чтобы исключать Кирилла из сокровищницы Предания и делать вид, что его труды ничего не значат для становления христологических догматов. Иероним Стридонский, которого мы чтим как величайшего экзегета и аскетического писателя, совершенно на чистом глазу не пожалел своего таланта на то, чтобы срочно сделать перевод на латынь послания Феофила Александрийского, клеветнически обличавшего того же Златоуста, дабы ославить последнего на всем Западе. Список примеров не только искренней полемики святых со святыми, но и откровенной вражды между святыми можно было бы продолжать. Потому что абсолютной истиной владеет только Бог, а человек — даже очень праведный — не застрахован от ее искажения. И абсолютной святость обладает только Господь, а каждый человек, даже достигший высот святости, может впадать в искушения и грехи.
 
 
Отвечая на конкретный вопрос о том, кто такой Проспер Аквитанский (в том лишь контексте, что он редкий мирянин в круге авторов, относимых к Свв. Отцам), я вовсе не ставил цели представить его величиной, соизмеримой с большинством наиболее чтимых сейчас Отцов Церкви (даже в католической патристике о нем вспоминается сравнительно редко ввиду его явной вторичности по отношению к Августину), — но из песни слова не выкинешь (под "песней" я в данном случае разумею предание не разделенной еще Церкви).
 
 
В ответ на Ваш аргумент о святцах (в Вашем следующем письме), замечу лишь то, что и в кон. I тыс.-л., и позже почитание даже весьма прославленных Отцов Церкви и иных подвижников благочестия нередко ограничивалось определенными поместными Церквами и не распространялось за их пределы; примечательно, что Августин и Иероним были введены в святцы далеко не всех Православных Церквей уже в новое время (и почему-то некоторым образом "ущемлены" в церковном почитании, будучи именуемы "блаженными", а не "святыми"; аналогично Феодориту Киррском, хотя, видимо, по другим причинам — именно ввиду долгого их там отсутствия).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]