Re (2): Где можно найти свидетельства признания (рецепции)?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 03:04:49 13/05/2000
в ответ на: Re: Где можно найти свидетельства признания (рецепции)? , отправлено Wanderer 02:03:04 13/05/2000
 
> Позвольте, при всех достоинствах Кассиана, что хорошего в полупелагианстве? Во встречавшихся мне православных церковноистоических трудах (русских, доревольционных) я не обнаруживал какой-то особой апологии полупелагианства.
 
 
Я бы сказал что "полу-пелагианство" это и есть православие, а "полу-августинство" есть католичество (и, путем деривации — протестантство). Русские дореволюционные источники нередко просто списаны с католических или протестантских, возможно отсюда и отсутствие осмысленной апологии позиции полу-пелагиан. Хотя не везде — то, что я Вам цитировал в защиту Св. Иоанна Кассиана от нападок Проспера, взято именно из дореволюционного труда "историческое учение об отцах церкви" архиеп. Филарета (Гумилевского). Он приводит там мнение преп. Иоанна Лествичника, весьма авторитетного святого, именно в защиту св. Иоанна Кассиана.
 
 
> Почему полемика на эту тему Вам, православному, представляется неуместной?
 
 
Да потому что мы и есть "полу-пелагиане", в большей степени, чем "полу-августинцы" ;0).
 
 
>> Вот именно. И считать Проспера Аквитанского Святым Отцом неосновательно.
 
>
 
> Здесь вопрос терминологии.
 
> Определения того, кого считать Отцами Церкви, в общих трудах по патрологии довольно различны. Особенно, если мы добавляем слово Святой". (Церковь не чтит Оригена среди святых, даже наоборот числит его среди еретиков, но покажите мне хоть один серьезный курс патристики, автор которого обошел бы стороной Оригена. Заметьте: Нестория, Пелагия и др. обходят вниманием, а Оригена нет)
 
> Предложите Ваш критерий, и на этом закроем дискуссию.
 
 
Отцами Церкви я бы назвал тех святых богословов, чье мнение лежит в этом самом "святоотеческом конценсусе", чей вклад в формирование его велик или даже просто заметен. Трудность представляют, помимо малоизвестных западных святых (типа того же Августина — все-же он на Востоке был практически неизвестен, даже и сейчас некоторые греки его довольно резко ругают за его несомненные ошибки — причем не единичные). Давно впрочем замечено что у нас не очерчен строго круг Отцов, и не очерчен столь же строго круг Учителей — хотя есть они: "Св. великие учители и святители, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый". Но Проспера Аквитанского не только нет с списках святых (как есть и Иероним, и Августин, пусть и не везде, но упоминаются), и там где приводитс яочень широкий круг, его тоже нет. И если Вы думаете что за критику преп. Кассиана он может попасть в почитаемые православными святые, то ошибаетесь.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]