Отправлено Wanderer 04:14:20 13/05/2000в ответ на: Re (2): Где можно найти свидетельства признания (рецепции)? , отправлено Алексей Чумаков 03:04:49 13/05/2000>> Позвольте, при всех достоинствах Кассиана, что хорошего в полупелагианстве? Во встречавшихся мне православных церковноистоических трудах (русских, доревольционных) я не обнаруживал какой-то особой апологии полупелагианства. > > Я бы сказал что "полу-пелагианство" это и есть православие, а "полу-августинство" есть католичество (и, путем деривации протестантство). Русские дореволюционные источники нередко просто списаны с католических или протестантских, возможно отсюда и отсутствие осмысленной апологии позиции полу-пелагиан. Хотя не везде то, что я Вам цитировал в защиту Св. Иоанна Кассиана от нападок Проспера, взято именно из дореволюционного труда "историческое учение об отцах церкви" архиеп. Филарета (Гумилевского). Он приводит там мнение преп. Иоанна Лествичника, весьма авторитетного святого, именно в защиту св. Иоанна Кассиана. Дык никто же не отрицает выдающихся достоинств Иоанна Кассиана. Простите, но я не могу по третьему кругу повторять то, что уже сказал. Между прочим, я должен извиниться, что был несколько поспешен в формулировках, и теперь спешу их подкорректировать. Вы правы в том плане, что первочальное "полупелагианство" (т.е. учение Иоанна Кассиана) никогда не рассматривалось на соборном уровне как лжеучение (и вообще этот термин введен был уже в нач. XVII в. католическими богословами-доминиканцами для навешивания ярлыка на учение иезуита Л. Молины). Насчет того, что оно и есть православие, похоже на правду. Интересно, что после блаженной кончины Иоанна Кассиана его учение продолжало господствовать в Галлии еще на протяжении более чем столетия, а сам он во все последующие века почитался в Марсельской епархии как святой, хотя на остальной территории Запада не пользовался таким же почитанием, каким на Востоке. А вот более поздняя форма "полупелагианства", нашедшая выражение в трактате Фавста Риезского "О благодати Божией" (V в.) была, под влиянием скифских монахов, возглавляемых Иоанном Максентием, однозначно признана еретической и в Риме, и в Константинополе, а затем осуждена на Оранжском Соборе 529 г. Это как раз и было победой на Западе того, что Вы справедливо называете "полуавгустинизмом". Однако такой подход присутствовал в дальнейшем на Западе в качестве одной из доминирующих тенденций, но далеко не единственной. Более того, уже в новейшее время наблюдается явный отход от нее и значительное возрастание симпатий в пользу "полупелагианства" (нынешний "Катехизис Католической Церкви" не возгнушался цитаты из Фавста Риезского, не говоря уже о цитировании Кассиана). >...Но Проспера Аквитанского не только нет с списках святых (как есть и Иероним, и Августин, пусть и не везде, но упоминаются), и там где приводитс яочень широкий круг, его тоже нет. И если Вы думаете что за критику преп. Кассиана он может попасть в почитаемые православными святые, то ошибаетесь. За критику нет. Но ведь Кирилл Александрийский не за критику Златоуста в почитаемы православными святые попал.