Вопросоответ Александру


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фамарь 20:04:57 13/05/2000
в ответ на: Re (2): О плодах "катехизации", отправлено Александр Иванов 20:25:45 10/05/2000
 
> Лучше Вы мне дайте хоть одну ссылочку на учение Церкви о необходимости причащения каждую литургию, откуда Вы взяли это? Можно найти многочисленные указания на необходимости тщательного приготовления к Причащению, а в силу разных обстоятельств, как Вам известно, каждую неделю такое приготовление невозможно. Но нигде не сказано, что по этой причине нужно отказаться от участия в литургии. Что заставляет Вас отрицать многовековую практику Церкви или сомневаться в ней?
 
 
Вы опять меня неверно поняли. Я вовсе не претендую на еженедельное причастие, во всяком случае, на данный момент.
 
 
> Нашел пока вот такой совет:
 
>
 
> Свт. Игнатий (Брянчанинов): "Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу". 397 (522) 1847 г.
 
 
А у преп. Никона (оптинского) похоже и непохоже: "Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых тайн? — сказать трудно. Закхей с радостию принял в свой дом дорогого Гостя — Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству." Вообще, преподобный призывал "Часто участвовать в Святых Таинствах. Чрез них Св.Дух сообщается человеку."
 
 
> Может Вам лучше познакомиться с толкованиями на Божественную Литургию, может Ваше понимание неверно отражает сущность происходящего?
 
 
Дело в том, что последний раз я читала подобную литературу лет 8-9 назад. Так что, думая, что, возможно, за это время что-то могло забыться, последние дня два я, вняв Вашему совету, полистала все, что было под рукой (хотя, честно говоря, из-за недавнего переезда под рукой оказалось не так много). Большое Вам спасибо, потому что за прошедшие 2 дня я лишний раз убедилась, что то, что я ощущала скорее на интуитивном уровне, нашло свое подтверждение.
 
Не буду цитировать Сурожского или Шмемана (это заняло бы слишком много места), остановлюсь на очерке "О Божественной Литургии" в стандартной брошюре "Всенощное бдение. Литургия", изд. Московской Патриархии, 1991г., написанном по-мотивам как святых отцов, так и современных литургистов.
 
"Причащение является целью самого Таинства Евхаристии. Приложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя совершается ради причащения священнослужителей и мирян. В этом осуществляется и исполняется евхаристичность Церкви. Причащение есть соединение с телом Церкви.
 
Церковь есть Тело Христово (Кол.1,24), и нельзя считать себя христианином, то есть принадлежащим Христу, Его Церкви и не причащаться Христовых Таин. Верующие сеодиняются в Евхаристии со своим Главой Христом в Одно Тело — Святую Церковь. И как Он, Глава Церкви, Свят, так свято и Тело Его — Церковь, и оно освящает всех членов Тела. В древней христианской Церкви считалось, что кто не был без уважительной причины за Евхаристией и не причащался три воскресных дня подряд, тот сам себя отлучил от Тела Церкви. В настоящее время сроки причащения устанавливаются для каждого христианина индивидуально, по совету духовника. Участие в евхаристической жизни Церкви есть жизненное исповедание своей связи и единства с Церковью.
 
  Святая Церковь от каждого своего члена требует не только веры, а и действительной духовной жизни во Христе, главный признак которой — участие в Божественной Евхаристии, ибо Кровь Иисуса Христа "очищает нас от всякого греха" (1 Ин.1,7), который "царствовал в смертном теле нашем" (Рим.6,12)."
 
  А теперь — вопрос. В этом очерке есть ссылка на "Изъяснение Божественной литургии" — в кн.: Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1857, т. III. Знает ли кто-нибудь, переиздавалась ли эта книга в наше время, или, еще лучше, есть ли она в сети?
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]