Православный взгляд на генные технологии.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Ivan 21:21:24 14/05/2000:

 
По материалам журнала "Спасите наши души!"
 
Издается в Днепропетровске по благословению Высокопреосвященнейшего Иренея, Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского.
 
 
"...Молодая женщина пишет объявление в газету о том, что желает помочь семье, в которой женщина либо сама не может родить ребенка, либо из соображений карьеры, здоровья и т.д. не хочет этого делать. Естественно, услуга эта — дорогостоящая.
 
На Западе существует множество фирм, занимающихся предоставлением подобных услуг, и интересы их — чисто коммерческие. (В Европе услуга суррогатного материнства стоит от 20 тыс. долларов.) Казалось бы, намерения самые благие — помочь бездетной семье. Правда, не бескорыстно, но все же... Добро или видимость добра? Любовь к ближнему или цинизм коммерческого расчета? Есть над чем подумать.
 
Человеческий эмбрион, выращиваемый в пробирках, подсаживаемый суррогатным матерям, используемый в экспериментальных, коммерческих целях (вынашивание за деньги), становится предметом бизнеса... На мой взгляд, именно в этом заключается главная, глубоко богопротивная, суть подобных технологий. Об этом же пишут и специалисты: велика опасность «коммерциализации» деторождения, техногенного производства детей с целью получения «запасных частей».
 
Чикагский физик Ричард Сид объявил о создании клиники по клонированию детей для бесплодных родителей. Он предполагает, что к клонированию прибегнут не менее 10 тысяч бездетных пар США, планирует открыть множество филиалов и при этом уверен, что его деятельность • первый серьезный шаг в сторону «слияния с Богом». Некоторые специалисты считают, что клонирование — не богопротивно, ибо генетика копирует тело, но не в состоянии искусственно повторить душу человека, а значит, как бы подтверждает религиозную истину о том, что человек не есть только тело.
 
Но разве не богопротивно вмешиваться в Божье дело, пытаясь своевольно управлять сложнейшими процессами родовой жизни, которая не есть набор бессмысленных физиологических   манипуляций (именно такой она и предстает в этих технологиях), а благословлена Богом и должна протекать по законному естеству.
 
Нужно помнить о сакральности человеческой жизни и, тем более, о непостижимости чуда зачатия. Это подлинное Божие таинство, Господь многих угодников своих избрал от утробы матери.
 
Не грешно ли на младенцев смотреть не как на дар Божий, а как на «продукцию оплодотворения», товар, который можно выгодно продать? Наконец, разве не безнравственно зарабатывать деньги на рождении детей?
 
Иные ревнители всяческих свобод кричат сегодня о том, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве (в том числе: рожу сама или предоставлю родить чужой тете), самостоятельно распоряжаться своим телом (хочу и вынашиваю, мое тело — что хочу, то и делаю), что бесплодные пары имеют  право на использование репродуктивных технологий. Как замечает верно автор И.Силуянова, мораль вытесняется правом всякого тела распоряжаться собой, как ему, телу, вздумается. Понятно, что духовный аспект здесь как бы исключается вовсе, равно как и то, что человек не сводится к совокупности биогенетических данных, он есть образ и подобие Божие.
 
Верующие люди знают, насколько в духовном смысле важен процесс вынашивания женщиной ребенка. Мать в этот таинственный период как бы духовно окормляет свое дитя в утробе — молитвами к Богу, Любовью, радостным ожиданием, надеждами на будущее. Думаю, всего этого, как правило, лишен малыш в утробе суррогатной матери. Какая уже там духовность, когда ситуацией правят деньги? Нарушается и извращается в этом смысле очень многое: общение матери и ребенка в период беременности, ломаются традиционные формы родственных и семейно-брачных отношений. Когда ребенок после рождения отдается в семью доноров, там, как правило, возникают проблемы межличностных взаимоотношений (мать-отец, родители-дети).
 
Кроме того, медицине известны случаи, когда умирали младенцы, родившиеся совершенно здоровыми, после того, как от них отказывались их матери. И если суррогатная мать — все-таки мать в том смысле, что она вынашивала ребеночка (и эмоционально-духовная связь с ним велика!), что будет означать для него и для нее отказ от младенца после выполнения всех «контрактных обязательств»?
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]