А зря...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фома 02:40:21 16/05/2000
в ответ на: Кто сводил не знаю..., отправлено Анахоретъ 22:08:11 15/05/2000
 
>>... в тех правильниках, где каноны уже сведены, богородичны все на месте.
 
> ..а я, стал быть, читаю...
 
> Опять Вы Брутом прикидываетесь :)
 
 
Не знаю, право, что же Вы меня так забрутили :-)
 
Ведь устава чтения келейного правила, подобного, скажем, уставу совершения утрени, нету. И при совершении его мы берем за аналогию чтение канонов на утрене. А там нет нигде указания опускать богородичны, а где указывается что-либо опускать, то об этом говорится прямо (напр., о мученичнах при двух канонах минеи).
 
 
>> ..Отличие чтения соединенных канонов и раздельных в том, что Слава и И ныне читаются только в последнем каноне, а в остальных канонах — припев обычный (помилуй мя Боже... или Пресвятая Богородице.....и пр.)
 
>
 
> Вот несколько аргументов, которыми я постараюсь пояснить изложенное мною мнение:
 
> 1. Из соображений Устава: беря за образец совмещение канонов на утрене, можно обратить внимание на то, что богородичен (если он есть) всегда только завершает песнь канона, и все "промежуточные" богородичны всегда опускаются.
 
 
О непременном же чтении богородичных говорит то, что в октоихе в каждый день седмицы и в первом, и во втором каноне (после которого предполагается еще и канон минеи) есть богородичны. Да и в день воскресный, где вариантов не особенно-то много, в каждом каноне октоиха (и воскресном, и крестовоскресном), есть богородичны, и указание о чтении этих канонов не оставляет возможности их опустить. Напр., о канонах в воскресенье говорится:
 
"И поем канон воскресен со ирмосом на 4, крестовоскресен на 3, и Богородице на 3, и минеи на 4".
 
В октоихе же обретаем:
 
канон воскресен — ирмос + 3 тропаря (3-й богородичен);
 
крестовоскресен — ссылка на ирмос + 3 тропаря (3-й богородичен);
 
богородичен — ссылка на ирмос + 3 тропаря.
 
 
Чтобы устранить неоднозначность, посмотрим в последование 1-й (или страстной) седмицы Великого поста. Скажем, понедельник 1-й седмицы. Последование утрени, каноны. Песнь 1-я. После стихов Священного Писания канон минеи на 6: ирмос, 1-й тропарь дважды, остальные тропари, включая богородичен (указано читать), 2 трипеснца триоди, последний тропарь 1-го — богородичен...
 
Так что, хоть платон мне и друг... простите ;-)~
 
 
> 2. Из соображений логики: если Вы не будете опускать богородичны при совмещении канонов, то при обращении к Богородице Вы неизбежно будете читать запев, обращенный к кому-то другому: ангелу-хранителю, святителю Николаю, etc.
 
 
Неизбежно читаем тот припев, к кому обращен тропарь — Матери Божией.
 
 
> А Вы, Фома, не можете быть не знакомы с клиросной службой.
 
 
Ну да, один мой знакомый как-то стоял возле клироса, а мне потом рассказал ;-)
 
 
>  Вы правильно заметили, что Вам "кажется", что "совершенно неверно", и забыли заметить, что говорите только лишь о том правильнике, который Вам попадался на глаза. Уверен, что даже шрифт в нём был не ц.-сл., а русская транскрипция.
 
 
Я слышал, что в ТСЛ читают правило по каноннику валаамскому, отпечатанному до революции. По такому же читают и в Св.-Данилове м-ре. Еще говорили о переиздании рижского канонника...
 
 
А ваще, я думаю, что Вы — не Анахорет. Тот знал, что-где-почем. А Вы... куда Вы дели Анахорета? Вы не кассир — Вы убийца :-]


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]