Попытка не пытка:)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 15:08:01 17/05/2000
в ответ на: Re: Интеллигентность — попытка аполлогии, отправлено Вета 13:22:59 17/05/2000
 
>> Что такое "интеллигентность" в Вашем понимании?
 
>> Образованность? Воспитанность?
 
>
 
>    Нет, Андрей, гораздо большее.
 
>    Попробую, пока варварски, наскоро, обосновать некую возможную классификацию данного понятия.
 
 
Хорошо. Только, когда мы что-то классифицируем неплохо приводить примеры, что Вы и делате. Это очень хорошо.:)
 
 
>    С Вашего позволения, сначала, собственное понимание этого слова, которое сформировалось из опыта личного общения с людьми, которых я бы назвала истинно интеллигентными. Интеллигентность, для меня, это бесспорное уважение в другом — личности, подобной себе.
 
 
От мы и получили, что что хотели:) "личности, подобной себе".
 
Этот вид подобия (в Вашем контексте) конечно не тоже самое, что и термин "подобие", когда мы говорим о подобии человека Богу (о тех людх, разумеется, кто это подобие имеет).
 
 
>Из собственного опыта: чаще встречала глубокие научные знания — в сочетании со скромнейшей самооценкой и с искренним интересом к другому, будь этот другой дворником или бомжем.
 
 
Тут тоже хороший нюанс. К "подобному" уважение, а к "другому"(дворнику) — интерес. Вы удивительно точно передаете самосознание интеллигента.
 
Не подумайте, что это придирки к словам. Я разумеется понимаю, что интеллигент испытывает уважение и к дворнику и к бомжу. Но почему? Почуме интеллигент испытывает это уважение? это самый главный вопрос. Наиглавнейший, если хотите. Тем паче, что уважение можно декларировать, то реально его не иметь. Но суть не в этом.
 
Вот смотрите. Почему православный не просто с уважением и интересом отностится к ближнему, а с любовью (должен во всяком случае)?
 
Потому, что это Закон данный Богом.
 
А интеллигент почему? Конечно можно сказать вслед за Тертуллианом, что всякая душа по натуре христианка... Но тогда интеллигент это христианин? Вы ведь не ставите знак равенства?
 
 
>И, напротив, очень часто именно гордый девиз "мы пскопския" определял агрессивность и озлобленность по отношению ко всему и всем, кто отличен от выразителя этого девиза.
 
 
"С нами Бог! Разумейте языце и покоряйтеся яко с нами Бог!" Вы не это имели ввиду под "агрессивность и озлобленность по отношению ко всему и всем"? :)))
 
 
>Интеллигентность — это еще и чуткость, тонкость осязания (на уровне кожи) того, что нравственно и безнравственно (не формально, а потому что это навредит другому). Убийство, кража — омерзительны интеллигенту.
 
 
Вот это то и плохо... Один светоч интеллигентства однажды заметил, если помните "Если я изменил своей жене, это еще не значит, что я предал свою Родину"? Это он "кожей" так чувствовал.
 
Но мы говорим — всякий грех к смерти. И у нас есть только Заповеди, а не морализм.
 
Православные вообще не придают особого значения понятиям "нравственность", "мораль" (в отличии от интеллигентов).
 
Для православных — что согласно с Заповедями и нравственно и морально, что нет — то грех.
 
 
>    Мое личное восприятие интеллигенции и интеллигентности сформировалось также и под впечатлением прочитанного из философии, публицистики, художественной литературы, современной и начала века (уточню: критически воспринятых).
 
 
У меня тоже.:)
 
 
>    Определяя для себя понятие "интеллигент", носители этого "знамени" выводили собственную родословную из определения "дворянин", понимаемого в духовном, а не сословном смысле (ссылаться придется на т.н. "еретиков", но не в "еретической" части их утверждений).
 
 
Вот интересно. Почему певцами интеллигентства оказались еретики, как Вы правильно заметили?:)
 
 
>Такую генеалогию выводил Дм.Мережковский в своем исследовании "Лев Толстой и Достоевский" (1901). Именно фрагмент романа "Подросток" Достоевского во многом определял для Мережковского понятие "интеллигент":
 
>    "Если бы
 
>  я был русским романистом и имел талант, то непременно брал бы
 
>  героев моих из русского родового дворянства, потому что лишь
 
>  в одном этом типе культурных русских людей возможен хоть
 
>  вид красивого порядка и красивого впечатления, столь необходимого
 
>  в романе для изящного воздействия на читателя. Говоря
 
>  так, вовсе не шучу, хотя сам я — совершенно не дворянин, что,
 
>  впрочем, вам и самим известно. Еще Пушкин наметил сюжеты
 
>  будущих романов своих в " Преданиях русского семейства",
 
>  и, поверьте, что тут действительно все, что у нас было доселе
 
>  красивого. По крайней мере тут все, что было у нас хотя
 
>  сколько-нибудь завершенного. Я не потому говорю, что так уже
 
>  безусловно согласен с правильностью и правдивостью красоты этой;
 
>  но тут, например, уже были законченные формы чести и долга,
 
>  чего, кроме дворянства, нигде на Руси не только нет
 
>  законченного, но даже нигде и не начато. Я говорю как человек
 
>  спокойный и ищущий спокойствия".
 
 
Так не пойдет. Дворянство это дворянство. Про него у нас речь не идет (пока).
 
 
>    У о.Ал.Меня, в небольшой заметке ВСТРЕЧА (из книги "Трудный путь к диалогу") нашла точное замечание о том, что от дворянства, от древнерусских князей русская интеллигенция восприняла и христианские нравственные идеалы (кажется, в комментарии к докладу В.Тернавцева на заседании Религиозно-Философского общества).
 
 
Это полная чушь. (разумею А.Меня, а не Вас ). Нравственнось без Христа — это антихристиансто. Это поклонение человеку, а не Богу. Это сатанизм.
 
 
>Какая-то — очень значительная часть — русской интеллигенции пошла по безрелигиозному пути (равно как и многие выразители народной идеологии), но даже для этой ее части некоторые христианские нравственные идеи оставались незыблемыми.
 
 
"Станете как боги..." Помнити, чьи это слова?
 
 
>Но были и те, кто пламенно окунулся в Православие (и помогла им в этом революционная трагедия, сотворенная потомками Базарова).
 
 
Хотелось бы узнать имена.:)
 
 
>    Мережковский, конечно, в своих теоретизированиях на эту тему очень значительно преломил образ интеллигента, придав ему утилитарные черты непременного борца за социальную справедливость (См.: Грялдущий Хам" — 1905). Он объявил интеллигентами и Петра 1, и Раскольникова, и Базарова, наконец, который шокировал бы любого истинного интеллигента начала века.
 
 
Кого конкретно он шокировал? Он был очень популярен...
 
 
>А к таковым — к интеллигентам — счастливы были себя причислить очень многие, не являвшиеся ни атеистами, ни творцами ересей. И слово "интеллигентность" — вне его искажения проповедниками религиозно-социальных ересей — звучало прежде всего как аналог духовного благородства, духовной глубины, отсутствия косности к знанию о мире, служению — именно служению — народу на поприще науки!
 
 
Вы будете смеяться, но все перечисленное Вами и без Христа — это антихристиансто. Антихрист тоже будет самым главным "служителем народа". "Бескорыстно", разумеется...
 
 
>    Не имперсонализм, а личностный фактор был первенствующим для интеллигента начала века. Интеллигент ведь обладал главным качеством — уважением к личности! другого. Оттого-то, наверное, не в последнюю очередь, оказался таким массовым приток русской интеллигенции в веру после 17-го г. (имею в виду Зарубежье, у нас такие явления фиксировать некому было в период гонений на Церковь).
 
 
Не очень понимаю связь "уважением к личности" — "приток русской интеллигенции в веру".
 
Знаю только такую связь: Вера — Надежда — Любовь.
 
Где тут уважение? Что такое вообще "уважение"?
 
 
>    Еще один, третий план видения носителей интеллигентности — литературный.
 
 
Rules!
 
 
>    Для меня это:
 
> у Достоевского (хотя само слово еще пока не было популярным) — не удивляйтесь — Алеша Карамазов, во многом "списанный" — факт, конечно, ощеизвестный, не претендую на "открытие Америки" — с Вл.С.Солвьева),
 
 
Соловьева — Того, который иконы святые топтал?
 
 
> Иван Карамазов — с его мукой "о единой слезинке" попранного дитяти (Да, Иван не мог принять идею "Промысла Божия", потому что не был православным верующим — но и таковые приходили в начале века к вере: о.С.Булгаков, Г.П.Федотов, сам Вл.Соловьев, наконец, начинал-то в студенческие годы с симпатий к марксистским идеям):
 
 
А закончил чем? Такие и подготовили переворот...
 
Тут на форуме есть специалисты по Соловьеву. Они могут много интересного рассказать...
 
 
> у Чехова —
 
> доктор Астров, дядя Ваня — обоим чужда была вера, но ни тот, ни другой не звали на баррикады, как Вы помните, — а ведь они типичные представители русской интеллигенции конца 19-начала 20 в.
 
 
И про Чехова отдельный разговор. И про дядю Ваню.
 
 
>Да, мы можем много- очень много! найти у них нравственных изъянов, — а в себе, если покопаться — да если и не копать — разве не найдем? Нам-то наши грехи известны.
 
 
Дорогая Вета. Еще раз повторю. Никакой специальной "нравственности" не существует. Это интеллигенская выдумка. Вот человекопоклонение существует.
 
 
>    Разве "интеллигентность" виновна в утере веры русским народом?
 
 
Нет, конечно. Соблазны должны придти. Но горе тем, через кого они приходят.
 
 
>    Нет, простите мне мою категоричность: "базаровщина"! — полный антипод интеллигентности.
 
 
"Базаровщина" не антипод. Это закономерный результат личного развития "интеллигентности". Он же не родился таким?
 
 
Как большевики закономерный результат развития либерализма, так базаровщина — интеллигентности.
 
 
>    Это, что касается приведенной Вами цитаты из Н.М.Соколова. Да, кстати, и кроме него по этому вопросу высказывались, и причем, диаметрально противоположно (и по отношению к нему, и по отношению друг к другу), представители русской интеллигенции начала века в сборнике "Вехи" (есть в "Vivos Voco").
 
 
Что такое "Vivos Voco"? Почитал бы с интересом...
 
 
>Грустно, но иногда — как мы знаем, — живущий без веры интеллигент мог бы служить образцом добродетельной жизни для многих нас — пришедших к вере.
 
 
Ну так и среди большевиков было много людей "добродетельной жизни". Искенне убежденных, что так и надо. И живших "ради людей и торжества справедливости".
 
 
>    Нет, не могу принять какого бы-то ни было членения людей на категории по духовным — нравственным и безнравственным — эталонам.
 
>    
 
 
Никто и не делит. Люди, о которых мы говорим, сами называют себя интеллигентами, значит есть "не интеллигенты". И для них эти "не интеллигенты" вообще не люди.
 
 
С уважением!
 
Андрей


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]