Отправлено Wanderer 02:28:08 18/05/2000в ответ на: К сожалению, нет., отправлено Фамарь 18:41:55 17/05/2000>> Этот вопрос, кажется, до сих пор остается дискусионным. Во всяком случае у Св.отцев тут были разные мнения. > > В Евангелии, конечно, все неоднозначно, но я думала, что раз на иконе Тайной Вечери Иуда присутствует (иногда даже с нимбом), то, следовательно, есть какое-нибудь предание, что он в ней участвовал... Но, раз нет, значит нет :) В предании Церкви действительно на этот счет мнения неоднозначны, и в толкованиях Отцов можно встретить оба варианта. Среди современных литургистов и экзегетов мнения также расходятся. Но есть одна интересная особенность: чем тоньше данный ученый разбирается в обрядовой практике, обычаях и быте иудеев того периода, тем больше он склоняется в пользу того, что Иуда участвовал в первой Евхаристии, а стало быть был допущен к ней Господом (если так, то выходит, что Тот, хотя и знал о факте предательства, всё же предоставил предателю дополнительные возможности исправления, к тому же, подкрепляя Своею благодатью; ср. с позднейшей легендой о том, что осина, на которой вешался Иуда, еще трижды склонялась до земли, оставляя ему шанс раскаяться). По мнению этих исследователей, наиболее очевидно, что на Тайной Вечере Иуда всё же участвовал во вкушении евхаристического Хлеба; куда проблематичнее вопрос о том, пил ли он евхаристическую Чашу, потому что она была преподана ученикам "по вечере", т.е. после нескольких обычных пасхальных чаш, предписанных традицией, а значит, была отделена от евхаристического Хлеба ощутимым отрезком времени (возможно, такой же оставалась практика нескольких первых поколений христиан, у которых Евхаристия была соединена с братскими агапами). Трудность в уяснении этого вопроса состоит отчасти и в проблеме хронологического соотнесения описания Тайной Вечери у Синоптиков с различными эпизодами того же вечера в описании Иоанна (13-18.1).