Вот тут прислал мне один — это кажется то же что п. Рюмин цитировал- FYI


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 04:15:14 18/05/2000
в ответ на: Re: избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя, отправлено Crossader 03:27:49 18/05/2000
 
Послание  Святейшего  Патриарха  Тихона  к  духовенству  Русской  Церкви  с  призывом  о  невмешательстве  в  политическую  борьбу  от 8.10.1919:
 
" Не  мимо  идут  эти  ужасы [ междуусобной  брани]  и  нас,  служителей  Церкви  Христовой,  и  много  уже  архипастырей  и  пастырей  и  просто  клириков  сделались  жертвами  кровавой  политической  борьбы.  И  все  это,  за  весьма,  быть  может,  немногими  исключениями,  только  потому,  что  мы,  служители  и  глашатаи  Христовой  истины,  подпали  под  подозрение  у  носителей  современной  власти  в  скрытой  контрреволюции,  направленной  якобы  к  ниспровержению  советского  строя.  Но  Мы  с  решительностью  заявляем,  что  такие  подозрения  несправедливы:  установление  той  или  иной  формы  правления  не  дело  Церкви,  а  самого  народа.  Церковь  не  связывает  себя  ни  с  каким  определенным  образм  правления,  ибо  таковое  имеет  лишь  относительное  историческое  значение."  Далее  Патриарх  отвергает  обвинения  в  поддержке  иностранного  вмешательства,  напоминает  священнослужителям  о  канонических  правилах  Св  Церкви, " коими  она  возбраняет  своим  служителям  вмешиваться  в  политическую  жизнь  страны,  принадлежать  к  каким- либо  политическим  партиям,  а  тем  более  делать  богослужебные  обряды  и  священнодействия  орудием  политических  демонстраций".
 
"... не  подавайте  никаких  поводов,  оправдывающих  подозрительность  советской  власти,  подчиняйтесь  и  ее  велениям,  поскольку  они  не  противоречат  вере  и  благочестию..."
 
Указ  Святейшего  Патриарха  Тихона  и  соединенного  присутствия  Священного  Синода  и  Высшего  Церковного  Совета  об  упразднении  Карловацкого  Всезаграничного  Высшего  Церковного  Управления  и  подтверждении  канонических  прав  митр. Евлогия (5.5.1922):
 
...1.  Признать  послание  Всезаграничного  Церковного  Собора  чадам  Русской  Православной  Церкви  в  рассеянии  и  в  изгнании  сущим,  о  восстановлении  в  России  монархии  с  царем  из  дома  Романовых,... и  послание  Мировой  Конференции  от  имени  Русского  Всезаграничного  Собора,... за  подписью  Председателя  Российского  Заграничного  Синода  и  Высшего  Русского  Церковного  Управления  за  границей  митр. Киевского  Антония ( Храповицкого),  '·  актами,  не  выражающими  официального  голоса  Русской  Православной  Церкви  и,  ввиду  их  чисто  политического  характера,  не  имеющими  церковно- канонического  значения.
 
 
2.  Ввиду  допущенных... означенных  политических,  т  имени  Церкви,
 
выступлений... означенное  Высшее  Церковное  Управление  упразднить...  Далее  следует  процитировать  покаянное  заявление  в  Верховный  суд  РСФСР  от 16.6.1923,  написанное  им  после  года  пребывания  под  арестом.  Очевидно,  что  за  время  заключения  ему  стало  ясно,  что  с  советской  властью  придется  еще  долго  считаться  и  что  сопротивление  в  надежде  на  ее  скорое  уничтожение  бессмысленно.  Вообще,  после  этого  заявления  действия  Патриарха  были  направлены  на  поиск modus vivendi  с  советской  властью.  И  основной  темой  его  выступлений  в  этот  период  стал  призыв  к  верующим  быть  лояльными  советскими  гражданами  и  молиться  за " Правительство  рабочих  и  крестьян".
 
Однако  же,  русские  зарубежные  церковные  круги,  критически  или  отрицательно  относящиеся  к  Московской  Патриархии,  глубоко  почитают  свт.  Тихона,  несмотря  на  его  старания  сблизить  Патриаршую  Церковь  с  Советским  государством.
 
 
Архипастырям,  пастырям  и  пасомым  Православной  Церкви  Российской.
 
"...  Я,  впрочем,  еще  в  начале 1919  года  старался  отмежевать  Церковь  от  царизма  и  интервенций,  а  в  сентябре  того  же 1919  года  выпустил  к  архипастырям  и  пастырям  воззвание  о  невмешательстве  Церкви  в  политику  и  о  повиновении  распоряжениям  Советской  власти,  буде  они  не  противны  вере  и  благочестию.  Посему,  когда  Нами  узналось,  что  на  Карловацком  соборе  в  январе 1921  года  большинство  вынесло  решение  о  восстановлении  династии  Романовых,  Мы  склонились  к  меньшинству  о  неуместности  такого  решения.  А  когда  в  марте
 
1922  года  стало  нам  известно  обращение  президиума  Высшего  Церковного
 
Управления  за  границей  о  недопущении  русских  делегатов  на  Генуэзскую  конференцию,  Мы  упразднили  самое  это  управление,  учрежденное  с  благословения  Константинопольского  Патриарха..."
 
Далее  относительно  Собора  обновленцев.  И  затем:
 
"... Отныне  я  определенно  заявляю  всем  тем [ кто  подбивал  меня  на  выступления  против  Советской  власти],  что  их  усердие  будет  совершенно  напрасным,  ибо  я  решительно  осуждаю  всякое  посягательство  на  Советскую  власть,  откуда  бы  оно  не  исходило..."
 
Патриарх  Тихон
 
Донской  монастырь, 28  июня 1923  года
 
 
 
Послание  Патриарха  Тихона  к  Церкви (1.7.1923)
 
"... Сознавая  свою  провинность  перед  народом  и  Советской  властью,  Я  желал  бы,  чтобы  так  поступили  и  те,  которые,  забыв  свой  долг  пастыря,  вступили  в  совместные  действия  с  врагами  трудового  народа  '·  монархистами  и  белогвардейцами  и,  желая  свергнуть  Советскую  власть,  не  чуждались  даже  входить  в  ряды  белых  армий.  Как  ни  тяжко  сознаваться  в  этом  преступлении,  но  Мы  должны  сказать  хоть  и  горькую,  но  истинную  правду  сию.  Мы  осуждаем  теперь  такие  действия  и  заявляем,  что  Российская  Православная  Церковь  аполитична  и  не  желает  отныне  быть  ни " белой",  ни " красной"  Церковью.  Она  должна  быть  и  будет  Единою,  Соборною,  Апостольскою  Церковью,  и  всякие  попытки,  с  чьей  бы  стороны  они  не  исходили,  ввергнуть  Церковь  в  политическую  борьбу  должны  быть  отвергнуты  и  осуждены.
 
Исходя  из  этих  соображений,  Мы  в  апреле  месяце 1922  года  на  соединенном  заседании  Священного  Синода  и  Высшего  Церковного  Совета  уже  осудили  заграничный  церковный  Собор  Карловицкий  за  попытку  восстановить  в  России  монархию  из  дома  Романовых.  Мы  могли  бы  ограничиться  этим  осуждением  владык,  бывших  на  Соборе  во  главе  с  Высокопреосвященным  Антонием ( Храповицким),  митрополитом  Киевским,  если  бы  они  раскаялись  в  своих  поступках  и  прекратили  дальнейшую  деятельность  в  этом  направлении,  но  Нам  сообщают,  что  они  не  только  не  прекратили,  а  еще  более  того  ввергают  Православную  Церковь  в  политическую  борьбу  совместно  с  проживающими  в  России  и  за  границей  злоумными  пролтивниками  Советской  власти,  принесшими  немало  несчастий  Родине  нашей.  Пусть  хотя  теперь  они  осознают  это  '·  смирятся  и  покаются,  а  иначе  придется  звать  Преосвященных  владык  в  Москву  для  ответа  перед  церковным  судом  и  просить  власть  о  разрешении  им  прибыть  сюда.
 
Господь  да  умудрит  всех  нас  искать  каждому  не  своих  сил,  а  Правды  Божией  и  блага  своей  Церкви..."
 
 
 
Постановление  Святейшего  Патриарха  Тихона  и  Патриаршего  Священного  Синода  по  вопросу  о  деятельности  Зарубежного  Русского  Высшего  Церковного  управления (8.4.1924)
 
 
1)  Заявить,  что  со  всей  политической  деятельностью  заграничных
 
иерархов,  имеющих  целью  дискредитировать  нашу  государственную  власть,  ни  Святейший  Патриарх,  ни  существующее  при  нем  Церковное  Управление  не  имеют  ничего  общего,  и  таковую  деятельность  осуждают...
 
2)  Запросить  митр. Евлогия ( Георгиевского),  назначенного  после
 
закрытия  в  апреле 1922  года  заграничного  Церковного  Управления  управлять  заграничными  церквами,  какое  и  на  основании  чего  существует  и  в  настоящее  время  Церковное  Упправление  заграницей  под  именем  Архиерейского  Синода.
 
3) Заявить,  что  митр.  Антоний ( Храповицкий),  находящийся  за  границей,
 
не  имеет  никакого  права  говорить  от  имени  Русской  Православной  Церкви  и  всего  русского  народа,  так  как  не  имеет  на  это  полномочий. + Патриарх  Тихон + Архиеп.  Тихон ( Оболенский) + Архиеп.  Серафим ( Александров) + Архиеп.  Петр ( Полянский) + Архиеп. Иларион ( Троицкий)
 
 
 
Нынешний  патриарх  Алексий II,  по  поводу  «Декларации»  митр.  Сергия: " мы  вовсе  не  считаем  себя  связанными  его  Декларацией 1927  года,  сохраняющей  для  нас  значение  памятника  той  трагической  в  истории  нашего  Отечества  эпохи" ( ЖМП,  № 2, 1990).
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]