Письмо архиепископа Илариона Троицкого митр Сергию из заключения.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Crossader 04:19:20 19/05/2000:

 
Особенно, что мне нравится, я выделяю.
 
 
 

Письмо Архиепископа Илариона Троицкого митр Сергию из заключения от 26 февраля 1926 года.

 

Из книги протоиерея Владимира Цыпина (МП) "Русская Церковь 1925-1938". Стр 39.

 

 

 

“Последние два года с лишком я не участвую в церковной жизни, имею о ней лишь отрывочные и, возможно, неточные сведения. Поэтому для меня затруднительно суждение о частностях и подробностях этой жизни, но, думаю, общая линия церковной жизни — и ее недостатки, и ее болезни — мне известны. Главный недостаток... — это отсутствие в нашей Церкви Собора с 1917 года, то есть в то самое время, когда они особенно были нужны, так как Русская Церковь не без воли Божией вступила в совершенно новые исторические условия... Церковная практика, включая и постановления Собора 1917—1918 годов, к этим условиям не приспособлена, так как она образовалась в иных исторических условиях. Положение значительно осложнилось со смертью Святейшего Патриарха Тихона. Вопрос о Местоблюститель-стве... тоже сильно запутан, церковное управление в полном расстройстве. Не знаю, есть ли среди нашей иерархии и, вообще, среди сознательных членов Церкви, такие наивные и близорукие люди, которые имели бы нелепые иллюзии о реставрации и свержении советской власти и т. п., но думаю, что все желающие блага Церкви сознают необходимость Русской Церкви устраиваться в новых исторических условиях. Следовательно, нужен Собор, и, прежде всего, нужно просить государственную власть разрешить созвать Собор. До кто-то должен собрать Собор, сделать для него необходимые приготовления, словом, довести Церковь до Собора. Поэтому нужен теперь же, до Собора, церковный орган. К организации деятельности этого органа у меня есть ряд требовании:

 

1. Временный церковный орган не должен быть в своем начале самовольным, то есть должен при своем начале иметь согласие Местоблюстителя.

 

2. По возможности, во временный церковный орган должны войти те, кому это поручено Местоблюстителем митрополитом Петром или Святейшим Патриархом.

 

3. Временный церковный орган должен объединять, а не разделять епископат: он не судья и не каратель несогласных — таковым будет Собор.

 

4. Временный церковный орган свою задачу должен мыслить скромной и практичной — созыв Собора... Над иерархией и церковными людьми стоит отвратительный призрак ВЦУ 1922 года. Церковные люди стали подозрительны. Временный церковный орган должен как огня бояться хотя бы малейшего сходства в своей деятельности с преступной деятельностью ВЦУ, иначе получится только новое смятение. ВЦУ начинало со лжи и обмана. У нас все должно быть основано на правде. ВЦУ — орган самозванный, объявил себя верховным вершителем судеб Русской Церкви, для которого необязательны церковные законы и вообще все божеские и человеческие законы... ВЦУ занялось гонением на всех, ему не подчиняющихся... и, грозя направо и налево казнями... вызвало нарекания на власть, нарекания, едва ли желательные для самой власти... Ничего подобного, до самого малейшего намека, не должно быть в действиях временном церковного органа...

 

5. Временный орган не должен подвергать запрещениям несогласных с ним архиереев. Его единственная цель — созыв Собора, причем Собор этот должен быть именно собран, а не подобран, ибо Собор подобранный не будет иметь никакого авторитета и принесет не успокоение, а только новое смятение в Церкви. Едва ли есть нужда увеличивать в истории количество разбойничьих соборов. Довольно и трех — Ефесского 449 года и двух московских — 1923 и 1925 годов. Самому же будущему Собору мое первое пожелание то, чтобы он мог доказать свою полную непричастность и несолидарность со всякими политически неблагонадежными направлениями, рассеять тот туман бессовестной и смрадной клеветы, которым окутана Русская Церковь преступными стараниями злых деятелей обновления... Я верю, что на Соборе обнаружится понимание всей важности ответственного церковного момента, и он устроит церковную жизнь соответственно новым условиям”.

 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]