Ответы


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 10:03:37 26/05/2000
в ответ на: А можно несколько вопросов?, отправлено Фамарь 23:30:12 25/05/2000
 
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЛАТИНСТВЕ
 
 
Верным способом познания воли Божией является изучение Священного Предания Церкви, т.е. Священного Писания, деяний церковных Соборов и суждений святых разных времен и народов. Если по какому-либо вопросу церковной жизни имеется согласное мнение святых, то такое согласное их суждение является суждением Духа Святого, обитающего в этих святых, и признается учением Божественным, учением Церкви. В начале сборника мы приводим суждения святых отцов, чтобы каждый читатель мог составить правильное представление о латинстве.
 
 
Святитель Фотий Константинопольский (+891):
 
 
«Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ Веры, который всеми соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь (о, ухищрения лукавого!), будто Святой Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Свя-той Троице».
 
 
Святитель Григорий Палама ( + ок. 1360):
 
 
«Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете гово-рить, что Дух Святой исходит и от Сына».
 
 
 
Святитель Марк Ефесский (+l444):
 
 
«Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объеди-няться с ними... Латиняне не только раскольники, но и еретики. Наша Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше, и сильнее нашего».
 
 
«Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков».
 
 
«Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вноси-телей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу — Христа».
 
 
Преподобный Феодосий Печерский (+ l074):
 
 
«Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обесчес-тили... Нет жизни вечной живущим в вере латинской».
 
 
Преподобный Максим Грек (+ 1556):
 
 
«Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую...».
 
 
Преподобный Паисий (Величковский, (+ l794)
 
 
пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и «пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания» И ниже: латиняне — «не суть христиане».
 
 
 
Святитель Игнатий (Брянчанинов, (+ l867):
 
 
«Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех — отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он —- божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они иска-зили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святаго Духа и благословение предло-женных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы... Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жесто-кого презрения к человекам и ненависти к ним».
 
 
«Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину».
 
 
Святитель Феофан Затворник (+ l894):
 
 
«Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение,— папа с своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры».
 
 
«Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церк-вами — потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением.
 
Латинская церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех — страсть ковать новые догматы... Латиняне повредили и испортили Святую Веру, Святыми Апостолами преданную...»
 
 
«Верить, что Дух Святый исходит от Бога Отца, есть догмат обязательный, а верить по-латински, что Он исходит и от Сына, есть уклонение от Церкви, ересь».
 
 
Преподобный Амвросий Оптинский (+ l891):
 
 
«Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от но-вовведений как учение Евангельское и Апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских со-боров... Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение...» И далее: «Римская церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви».
 
 
 
«Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия».
 
 
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (+ l908):
 
 
«Кто бы не желал соединиться из православных с католи-ками или лютеранами и быть с ними одно — во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, — согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое — ложь с истиною?»
 
 
«Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой... они явно идут против Христа и Его Церкви... не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа».
 
 
«Натворили папы в своей папской церкви разных фо-кусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь».
 
 
«Если бы римский папа был совершенно единомыслен и единодушен, единоучителен с Господом, он мог бы, хотя не в собственном смысле, называться главою Церкви, но
 
как разномыслен и противоучителен Христу, то он еретик и не может называться главою Церкви и учить Церковь:
 
ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), а папа и паписты — трость, ветром колеблемая, и совершенно извратили истину Христову и в учении, и в богослужении (опресноки и без проскомидии), и в управлении, поработив своей ереси все католичество и сделавши его неисправимым, ибо папа, при всех своих ересях, при-знан непогрешимым от католической церкви и, значит, неисправимым, противомыслящим».
 
 
«Папство в своем развитии есть поругание над исти-ною и правдою Божиею, истиною Священного Писания, вдохновенного Духом Святым, над истиною словес Спасителя. Он ясно учил, что Дух Святый исходит от Отца, и нигде не говорил, что Он исходит и от Сына: а папы, вопреки этому учению, этой истине, приняли ложь, что Дух Святый исходит и от Сына и возвели это учение в догмат общего верования и исповедования римских католиков, и как в этом учении, так и во многих других учениях, противных Евангелию, назвали себя непогрешимыми; а мы называем их до невероятности гордыми и нераскаянными грешниками, не желающими осознавать своих явных и не-лепых погрешностей, например: что Римский епископ есть глава Церкви, между тем как в Писании везде Главой Церкви как Тела Своего называется Сам Господь Иисус Христос и т. д. Таким образом папство впало в хулу на Духа Святаго, допустив и утвердив явную ложь, изрыгая хулу на Христово учение, как на вещание непреложное Духа Святаго, принимая нелепые учения за истину Божию и понося через то Духа Истины».
 
 
 
Из «Окружного Послания Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем право-славным христианам»
 
1848 г.:
 
 
«Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мне-ние, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики.,. составляющиеся из них общества, суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви — беззаконно».
 
 
Подписано четырьмя Восточными Патриархами — Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и членами их Синодов.
 
 
(Догматические послания православных иерархов XVII—XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 206—207)
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]