Re (6): Некоторые итоги: правильно ли я поняла?..


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 20:24:50 26/05/2000
в ответ на: Re (5): Некоторые итоги: правильно ли я поняла?.., отправлено Вета 11:08:31 26/05/2000
 
>    Попробую подвести пока лишь некоторые итоги, — поправьте, пожалуйста, если ошибусь:
 
> 1) Догматически Православие и старообрядчество различаются (соответственно) в отвержении//признании непорочного зачатия Девы Марии.
 
 
На мой взгляд они этим как раз не различаются — у нас одни и те же службы этому празднику. К католическому пониманию этого дела, их догмату, растущему из самобытного (Августиновского) представления о первородном грехе, юридической схемы "заслуг" и т.д. ни наше, ни старообрядческое представление отношения не имеет. Тут скорее так — их спросили, "признаете ли непорочное зачатие пресвятой Богородицы" — они и ответили, конечно признаем (а кто не признает? вопрос ведь в том что понимать под этим делом).
 
 
> 2) Других догматических расхождений нет?
 
 
Это вопрос в том что считать "догматом" — троеперстие, например, анафематствованное "Стоглавом", или "непризнание Св. Духа истинным Богом" (это мы, никонияне, стал-быть не признаем, раз из Символа Веры убрали слово "Истиннаго"  в "И Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго"), или отрицание того что Царствие Небесное уже и ныне есть и открыто — опять таки, мы никонияне, поменяли в Символе Веры "Егоже Царствию несть конца" на "...не будет конца". И т.д. и т.п.
 
Наверное у Мельникова должно быть много разных таких примеров "ересей". А со стороны православия — нет у нас никаких догматических расхождений, если не брать отдельные поздние размышления старообрядцев, уже в спорах между собой.
 
 
> 3) Все остальные расхождения носят обрядовый характер:
 
>    "должно служить Богу по старым книгам, а не по новым, креститься двумя перстами, а не тремя, употреблять сугубую аллилуйю, а не трегубую, осьмиконечный крест, а не четвероконечный, совершать литургию на семи просфорах, а не на пяти, творить ход посолон, а не против солнца, читая в Символе о Святом Духе и "истинного", произносить и писать имя Спасителя Исус, а не Иисус и проч." (из С.В.Булгакова).
 
>    По ходу сразу возникают вопросы:
 
>    п о ч е м у ??? (говорю не о приверженности исторической традиции, а о духовном истолковании ими для себя):
 
> 1) они крестятся двумя перстами?
 
 
Потому что так издавна было принято на Руси, впрочем единого мнения и практики не было. Первая попытка систематизации и запрещения одной из практик — Стоглав. Исторически Крестное Знамение совершалось и одним пальцем, и двумя (например, греками в Трапезунде, блаж. Феодорит так описывал, и преп. Максим Грек)  и тремя, и всей ладонью. Для каждой такой практики есть своя благочестивас интерпретация символики — в случае трое- и двое-перстия она собственно одна и таже,  и там и тут описано _пяти_ перстие, только символика три+два меняется. У них два пальца — две природы Христа, и у нас тоже, у них три остальных (соединены)  - символ Троицы, и у нас тоже.
 
 
> 2) употребляют осьмиконечный крест?
 
 
Четырехконечный и шестиконечный Крест после смутного времени сильно ассоциировались с "латинской верой", а староверы болшое внимание уделяли подробностям — там ведь не только осьмиконечность важна (чем они отличали Христов Крест от прочих — например, крестов разбойников — по наличию "титла" наверху), но и изображенные рядом губа на трости и копие (см. например старообрядческие нательные кресты), и "Царь Славы".
 
 
> 3) творят ход посолон?
 
 
Потому что так совершались службы на Руси перед началом реформ — это было замечено греками, которых русские (по дурости) стали расспрашивать о деталях их обряда, придавая этим деталям вполне богословское значение. Сказано-сделано, "поправили" службы так что потом большая часть народа оказалась в расколе, а страна так и не смогла справиться с секуляризацией.
 
 
А по сути "богословская разница" у нас одна: вопрос о Церкви, благодатна ли нынешняя православная Церковь и спасительно ли пребывание в Ней? Это главный вопрос служащий для определения раскола.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]