Отправлено Алексей Чумаков 20:24:50 26/05/2000в ответ на: Re (5): Некоторые итоги: правильно ли я поняла?.., отправлено Вета 11:08:31 26/05/2000> Попробую подвести пока лишь некоторые итоги, поправьте, пожалуйста, если ошибусь: > 1) Догматически Православие и старообрядчество различаются (соответственно) в отвержении//признании непорочного зачатия Девы Марии. На мой взгляд они этим как раз не различаются у нас одни и те же службы этому празднику. К католическому пониманию этого дела, их догмату, растущему из самобытного (Августиновского) представления о первородном грехе, юридической схемы "заслуг" и т.д. ни наше, ни старообрядческое представление отношения не имеет. Тут скорее так их спросили, "признаете ли непорочное зачатие пресвятой Богородицы" они и ответили, конечно признаем (а кто не признает? вопрос ведь в том что понимать под этим делом). > 2) Других догматических расхождений нет? Это вопрос в том что считать "догматом" троеперстие, например, анафематствованное "Стоглавом", или "непризнание Св. Духа истинным Богом" (это мы, никонияне, стал-быть не признаем, раз из Символа Веры убрали слово "Истиннаго" в "И Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго"), или отрицание того что Царствие Небесное уже и ныне есть и открыто опять таки, мы никонияне, поменяли в Символе Веры "Егоже Царствию несть конца" на "...не будет конца". И т.д. и т.п. Наверное у Мельникова должно быть много разных таких примеров "ересей". А со стороны православия нет у нас никаких догматических расхождений, если не брать отдельные поздние размышления старообрядцев, уже в спорах между собой. > 3) Все остальные расхождения носят обрядовый характер: > "должно служить Богу по старым книгам, а не по новым, креститься двумя перстами, а не тремя, употреблять сугубую аллилуйю, а не трегубую, осьмиконечный крест, а не четвероконечный, совершать литургию на семи просфорах, а не на пяти, творить ход посолон, а не против солнца, читая в Символе о Святом Духе и "истинного", произносить и писать имя Спасителя Исус, а не Иисус и проч." (из С.В.Булгакова). > По ходу сразу возникают вопросы: > п о ч е м у ??? (говорю не о приверженности исторической традиции, а о духовном истолковании ими для себя): > 1) они крестятся двумя перстами? Потому что так издавна было принято на Руси, впрочем единого мнения и практики не было. Первая попытка систематизации и запрещения одной из практик Стоглав. Исторически Крестное Знамение совершалось и одним пальцем, и двумя (например, греками в Трапезунде, блаж. Феодорит так описывал, и преп. Максим Грек) и тремя, и всей ладонью. Для каждой такой практики есть своя благочестивас интерпретация символики в случае трое- и двое-перстия она собственно одна и таже, и там и тут описано _пяти_ перстие, только символика три+два меняется. У них два пальца две природы Христа, и у нас тоже, у них три остальных (соединены) - символ Троицы, и у нас тоже. > 2) употребляют осьмиконечный крест? Четырехконечный и шестиконечный Крест после смутного времени сильно ассоциировались с "латинской верой", а староверы болшое внимание уделяли подробностям там ведь не только осьмиконечность важна (чем они отличали Христов Крест от прочих например, крестов разбойников по наличию "титла" наверху), но и изображенные рядом губа на трости и копие (см. например старообрядческие нательные кресты), и "Царь Славы". > 3) творят ход посолон? Потому что так совершались службы на Руси перед началом реформ это было замечено греками, которых русские (по дурости) стали расспрашивать о деталях их обряда, придавая этим деталям вполне богословское значение. Сказано-сделано, "поправили" службы так что потом большая часть народа оказалась в расколе, а страна так и не смогла справиться с секуляризацией. А по сути "богословская разница" у нас одна: вопрос о Церкви, благодатна ли нынешняя православная Церковь и спасительно ли пребывание в Ней? Это главный вопрос служащий для определения раскола.