Цена ошибки


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 17:11:30 07/06/2000
в ответ на: Re (3): О 31-м правиле свв. апостол, отправлено иеромонах Григорий (Лурье) 13:23:57 07/06/2000
 
>За "византийских толкователей" — спасибо. Действительно, забыл! Хуже того: та же ошибка обнаружилась в моей статье о 15-м правиле (в Вдъ http://private.peterlink.ru/alektor/0599/ekklesia.html ). Я что-то неправильно запомнил еще тогда. Теперь я полностью признаю, что Вальсамон и Зонара толкуют 31 прав. апп. в согласии с 15 Двукр. Однако, естественно, что еще раньше это сделали отцы Двукр. собора — еще в 861 г., т.к. их правило и было принято как уточнение (толкование) 31 апп. Об этом и была моя статья.
 
>Очень благодарен за справедливое обличение.
 
>Итак, то, что "широкое" толкование прав. 31 не является теперь канонической нормой — факт.
 
 
И что же получается в итоге? Вы забыли, когда писали статью о "15-м правиле", о том, что слово "катагнекос", употребляемое греками в 31-м правиле свв. апостолов, вполне переводится как "обличить судом", а также о том, что византийские толкователи толкуют это место таким же образом. А в результате Вы ввели множество Ваших читателей в заблуждение, а некоторых и подвигли на разного рода канонические преступления. Какова тогда цена борьбы с экуменизмом? Вы так же пренебрежительно относитесь к канонам, как и они.
 
 
>Если бы прав. 15 существовало в 809 г., св. Феодору Студиту пришлось бы изрядно повозиться с определением ереси "михизма" (не сомневаюсь, что он бы справился, но здесь важно отметить, что тогда возиться не приходилось).
 
>...Евгений не согласится — но это уже другая история, не буду ее здесь обсуждать...
 
 
Разумеется, не соглашусь. Тем более, теперь. Тем более, когда я и здесь не поленился заглянуть в первоисточники. "Возиться", действительно, не приходилось. Его нелепую "ересь михизма" и постоянные схизмы осуждали последовательно несколько свв. патриархов, начиная со св. патр. Тарасия. Постоянные расколы студитов так всех довели, что св. патр. Мефодий (сам не избежавший некоторых заблуждений) после очередной схизмы студитов анафематствовал писания св. Феодора о "ереси михизма", а по городам и весям ходил и публично проклинал студитов великий святой того времени — св. Иоанникий Великий. Двукратный собор, наконец, поставил точку в этом затяжном споре, и его 13-15 правила направлены именно против студитов (а заодно и против их современных последователей, борющихся против "ереси михизма-сергианства").
 
Св. Феодор заслуженно прославился своей борьбой против иконоборчества, но в области церковной и канонической, как отмечают многие исследователи, он был моралистом и, следовательно, (как и современные моралисты в области канонического права) непрерывным схизматиком.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]