Re (2): О гневе Божием


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 00:54:50 24/06/2000
в ответ на: Re: Один источник подвел, но остальные — нет., отправлено Вета 21:22:49 23/06/2000
 
 
>    И слова «в искушении же своем не говори: Бог меня искушает», – также живут во мне. Но разве (из Евангелия же) не известен нам и Христос карающий (изгоняющий, например, торгующих из храма)?
 
 
О как любезен многим из нас этот единственый в Евангелии эпизод проявления Иисусом некоего подобия насилия! Любезен зачастую потому, что, казалось бы, дает возможность оправдать собственные проявления ярости (праведны они или нет — неважно: всегда можно убедить себя в том, что это гнев за идею, а стало быть вообще подражание Христу и только)... Я сказал «некое подобие насилия», поскольку из евангельского описания известно, что Иисус взял бич и выгнал торгующих из храма, но вовсе не явствует, что Он кого-то ударил этим бичом.
 
 
>Разве не «в силе и славе» придет Нелицеприятный Судия (как пророчит о том «Откровение Иоанна»): «и цари земстии и вельможи, и богатии и тысящницы и сильнии, и всяк раб и всяк свобод скрышася в пещерах и камении горстем, и глаголаша горам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Сидящаго на престоле и от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати».
 
>    Да и в Псалмах (в Шестопсалмии, например) мы видим и Карающий Господень Лик: ведь Бог Триедин и Единосущен, и воля Его неделима? Или я заблуждаюсь? А в Псалме 3, напр., с одной стороны, – «Но Ты, Господи, – защита моя, Ты – слава моя. Ты возносишь главу мою (…)» А, с другой стороны, – в Псалме 37: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня, и не в гневе Твоем наказывай меня; ибо стрелы Твои вошли в меня, и отяготела на мне десница Твоя. Нет целого места в плоти моей по причине гнева Твоего, нет мира в костях моих по причине грехов моих (…)» В Псалме 87: «Ты низвел меня в ров преисподний, во тьму и в тень смерти, на мне отяготела ярость Твоя, и все волны Твои навел Ты на меня (…)»
 
> Нет нужды уточнять, – это мы, бесспорно, оба понимаем, что Псалом этот, – в части, касающейся гнева Божия, – говорит о «ветхом человеке». Но Псалмы включены и в нынешние Церковные службы, и в наши утренние и вечерние правила: разве потеряли значение слова о гневе Божием для частной, индивидуальной судьбы? Подвергаем ли мы сомнению волю Божию о человеке?
 
 
Вообще тема гнева Божия — одна из самых непростых для понимания в Библии. На этот счет есть немало серьезных исследований. Из имеющихся на русском языке я рекомендовал бы начать со статьи «ГНЕВ» в «Словаре библейского богословия» под. ред Ксавье Леон-Дюфура (один из ведущих современных библеистов, правда католик :)) — Брюссель, «Жизнь с Богом», 1990 (статья, между прочим, написана самим К.Л.-Д.).
 
По крайней мере то, что мы узнаём о Боге из всей истории Откровения — обращая особое внимание на вершину этого Откровения во Христе — оставляет мало места для того мелочного мстительного садиста, каким склонны изображать Бога (вероятно, по образу и подобию своему) многие из именующих себя христианами (тендеция к этому имелась и имеется, увы, во всех конфессиях).
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]