Re (3): Св.Отцы русского Православия о гневе Божием...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета 08:16:21 24/06/2000
в ответ на: Re (2): О гневе Божием, отправлено Wanderer 00:54:50 24/06/2000
 
   Что–то Вам тут показалось, господин Wanderer! Как–то Вы немножко «расширили» мои слова. Вдруг появилось то, чего я не говорила.
 
   Я говорила о гневе Божием отнюдь не с мыслью оправдать свою жестокость по отношению к кому–либо. Если я Вас обидела – простите меня, пожалуйста! Если кого обидела гневом моим – и у остальных прошу прощения!
 
   Еще одно: я, говоря о гневе Божием и об изгнании из храма, не уточняла, что Господь «исхлестал» торговцев. – Это Вы сказали, – не заметили?
 
   А Ваше возмущение, вызванное словами моими о гневе Божием, имеет под собою вполне объяснимую основу: православные по–своему смотрят на этот вопрос. Н.Лосский как раз об этом очень точно написал: «Культ гуманности Христа чужд Восточной традиции» (с. 467, Лосский Н.О. История русской философии, М.: Советский писатель, 1991).
 
  
 
   Когда я говорю о гневе Божием – и о сопутствующем с нашей стороны смирении ему – это происходит от четкого убеждения, что и гнев Божий есть проявление Его любви к нам. (Еще раз уточняю свое понимание: Бог Единосущен, и Его воля по отношению к нам нераздельна; Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, в равной мере, участвуют в Божием Произволении о человеке). Господь знает, кого и как остановить на пути греха. В этом – Его забота о каждом из нас. Это и есть «судьбы Божии». В православных молитвах часто звучат слова о гневе Божием, и он понимается неоднозначно: не только как следствие нашего отпадения от Бога, вследствие нашей греховности. Еще и как Божий Промысел о нас.
 
   Вот как писал о Божием Произволении о человеке в «Догматическом богословии» В.Н.Лосский:
 
«Также и неправая воля сатаны могла проявиться только с правого соизволения Божия. Произвол сатаны был не только ограничен Божественной волей, но и использован ею, что мы видим в истории Иова» (с. 283, // Очерк мистического богословия Восточной Церкви, М.: СЭИ, 1991, Рекомендовано к печати Отделом Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации.  ––– Попутно: Антоний! Спасибо Вам за книгу!)
 
 
О том, что проявление судеб Божиих в истории и в личных судьбах может казаться суровым человеку, писал в «Судьбах Божиих» Свт.Игнатий Брянчанинов (есть в здешней библиотеке). Я же избрала из этого текста две конкретные цитаты, где употребляется слово «ГНЕВ»:
 
 
1) «Нужда приити соблазном: этими словами объявляется предопределение Божие, объявляются судьбы Божии, непостижимые для человека и недоступные для постижения его. Горе человеку тому, им же соблазн приходит: этим объявляется ГНЕВ Божий служителям, проповедникам, покровителям греха, сеятелям и распространителям греха в обществе человеческом, врагам и гонителям истинного Богопознания и богослужения. Настроение и деятельность их уже осуждены Богом; уже произнесены ГРОМОВЫЕ УГРОЗЫ против этого настроения и этой деятельности; уже приготовлен В ВОЗМЕЗДИЕ им вечный ад с его темницами, с его ужасными пытками и казнями. Но деятельность и настроение человеков, неприязненные и противодействующие Богу, ПОПУЩЕНЫ Богом. Таковы судьбы Божии. Зло, совершаемое тварями, не может нарушать в Боге — в Добре всесовершенном — нерушимого, неприкосновенного пребывания в неизменяемых свойствах и достоинстве Его, не может воспрепятствовать беспредельной Премудрости Божией совершение всесвятой, всемогущей воли Ее».
 
 
2)  «При рассеянной жизни мало замечается это состояние, но в уединении, когда уединение освещено светом Евангелия, состояние расстройства сил душевных является в обширной, мрачной, ужасной картине. И служит оно свидетельством передо мной, что я — существо падшее. Я — раб Бога моего, но раб, ПРОГНЕВАВШИЙ Бога, раб ОТВЕРЖЕННЫЙ, раб, КАРАЕМЫЙ РУКОЙ БОЖИЕЙ. Таким объявляет мне меня и Божественное Откровение».
 
 
А вот – из дневниковых записей Св.Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (есть в «Библиотеке православного христианина»):
 
 
11
 
Когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно ПРОГНЕВЛЯЕТ Господа, Который НЕНАВИДИТ беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси [Пс. 5, 5].
 
 
45
 
Цени по достоянию величайшее чудо Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, являемое в причащении с верою Его божественным Тайнам. Какое же чудо? Упокоение и оживотворение твоего сердца, умерщвленного грехом, столь явное после предшествующего часто причащению сердечного беспокойства и духовной смерти. От привычки не почитай его никогда за нечто обыкновенное и маловажное: такие мысли и расположения сердца навлекают на тебя ГНЕВ Господень, и ты не будешь после причащения вкушать мира и жизни.
 
 
87
 
 
Это значит, что все мы, сколько нас ни есть в храме Божием, по грехам своим достойны КАЗНЕЙ Божиих и что прежде всего — по пришествии нашем в храм — мы должны ПОМНИТЬ, что мы — ГРЕШНИКИ, что пришли к Господу неба и земли, Творцу и Благодетелю, ЕЖЕДНЕВНО  и ЕЖЕЧАСНО ПРОГНЕВЛЯЕМОМУ нашими неправдами».
 
 
   Как видите, не могу я читать толкований католических богословов, потому что в таком случае пойду против своей совести, против своей веры, против любимых мною Святоотеческих наставлений.
 
 
   Алла (Вета).
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]