Отправлено partizan 18:09:33 27/06/2000в ответ на: И еще:, отправлено Wanderer 14:42:37 24/06/2000>Как филологу Вам будет понятна, возможно, такая аналогия: скрупулезное исследование литературного произведения литературоведом, историком, лексикографом и т.д. — или толкование его режиссером фильма или спектакля, по нему поставленному. И то, другое имеет право на существование, но задачи различны. К тому же второе будет в большей мере обусловлено культурной средой Совершенно верно. Кстати говоря даже исследование святоотеческих творений католиками всегда было и есть на высоком уровне. Причем даже тогда, когда католические патрологи (или протестантские) считали мнение православных ошибочным или непонятным, они честно и скрупулезно, с научной точки зрения, передавали святоотеческое учение (не забывая, конечно, его иногда покритиковать, но это не так важно в данном случае). Так что уважаемый Wanderer тут, imho, прав. > В целом у западных подвижников благочестия и иных авторитетных авторов (католических до недавнего времени и, особенно, протестантских) Вы найдете на порядок большее число «страшилок» на эту тему и куда круче, чем на христианском Востоке. Восток традиционно отличался большей мягкостью в отношении участи грешников и оставлял даже больше пространства для обсуждения вопроса об апокатастасисе и сходных с ним идей. Тоже верно, imho. >То обстоятельство, что у Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского, Фомы Аквинского, Августина, Кирилла Александрийского, Лютера, М.Л.Кинга он (этот опыт) другой, дает мне пищу для размышлений, но не дает оснований подменять свой (пусть ничтожно малый) духовный опыт духовным опытом кого-быто ни было из них. Есть некий момент в этом (и похожих) стройных рассуждениях. А именно сам посыл, что у всех в списке произошла встреча именно со Христом, а не с кем-нибудь еще. И вот тут-то мы принимаем исключительно опыт православных отцов, которые довольно подробно описывают и сам путь веры и момент встречи Христа (делая оговорку на исключительные случаи, такие как, скажем, случай ап. Павла или преп. Максима Кавсоколавита). Более того, они (отцы) вполне адекватно воспринимают чужой истиный духовный опыт и «дерзают» называть чей-то опыт ложным. >В равной мере и Вам я никогда бы не дерзнул навязывать свой или чей-то еще духовный опыт, потому что у Вас он тоже уникален. Опыт уникален в известных пределах. >А поделиться соображениями могу. Было бы интересно. С уважением, Андрей