Re: Последование... Немного ответов


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Ладыгин 13:36:39 30/06/2000
в ответ на: Последование утрени и вечерни, отправлено Дмитрiй 12:14:43 30/06/2000:

 
Могу сказать, что мои поиски Типикона в Москве не увенчались успехом,
 
 
Свободно продается в маг Софрино на Кропоткинской — Большой в таблицах Неополитанского и маленький конкретно на 2000 год, недавно покупал последний, врядли они пользуются особым спросом, должны быть.
 
 
 
> I. утреня
 
> Вопросы: что значит «во глас тропаря»? (если можно, просто приведите пример, как надо читать «Бог Господь» со стихами, например, завтра). Далее: «ГЛАГОЛЕМ ... богородичен в тойже глас» — откуда его брать (если можно, опять с примером). «И абие троичны гласа»? (вопрос тот же).
 
 
Гласы — это в Октоихе, там оглавление так и составлено — по осьми гласам.
 
 
«стихословим псалтирь и седальны, ..., каноны»? Псалтирь — кафизмы (в соответствии с главой «Устав о псалтири...»?
 
 
Последование чтения Псалтири строго расписано на весь год и приводится в талице в конце Устава (за 1996 год, во всяком случае есть или в Уставе Неаполитанского) и с самой богослужебной Псалтири, если не ошибаюсь, на 211 странице. Другое дело, что на практиве все это сокращают. Например, положено на вечерне читать кафизму, а на утрене 2 или 3. Первую в приходских храмах вообще опускают, на утрене читают только одну, да еще иногда и по 1 псалму из каждой Славы. Полностью устав соблюдается в монастырях, во всяком случае, я слышал в Хотькове.
 
 
Что такое седальны?
 
 
Седальны приведены, например, в Минее. Так и написано — по первом стихословии (то есть по кафизме) глаголем седален... Там же, после «Слава и ныне» — Богородичен, который читается вместе.
 
 
Каноны какие — минеи и?
 
 
Есть еще каноны Октоиха и Триоди — Цветной и Постной. Редко — канон, например, новомученикам — отдельное издание, причем написан в РПЦЗ (!). МЫ его используем с некоторыми оговорками
 
 
Что такое екапостиларий?
 
 
ЕкСапостиларий, он же светилен — читается после 9 песни канона, опять же приведены в Минее, Октоихе, Триорди после того канона, который читают. При соединении канонов Минеи и например, Октоиха, читаются те седальны и светильны, которые положены по уставу, то есть они, как правило, читаются попеременно или некотрые опускаются. От чего это зависит, я не знаю.
 
 
Хвалительны (всмысле откуда их брать)?
 
 
В Часослове в последовании Утрени
 
 
 
И далее — как на утрени (стихиры? где находятся «стихиры стиховны»?).
 
 
Опять же, в той богослужебной книге, которая нынче используется — в Триоди, Октоихе или Минее. Стихиры приведены после канона.
 
 
 
И простите за такие дурацкие вопросы.
 
 
Совсем не дурацкие, сам много времени убил, пока чуть-чуть начал понимать. Главное — постоянная практика и  свободное ориентирование в этих книгах. Иногда бывает очень непросто что-то найти.
 
 
Кстати, может есть какая-нибудь литература по разъяснению служб суточного круга богослужения на высоком уровне, так как, я уже сказал, в Москве Устав найти просто невозможно
 
 
 
Легко, см выше
 
 
(т.е. не просто объясняющая, что тропарь — краткая молитва). Может какие учебники для духовных училищ?
 
 
Лучше всего — Гаслов «Православное богослужение для клириков и мирян». Но врядли Вы его сможете найти в продаже. Если найдете, скажите где. Я брал в библиотеке храма.
 
 
Не исключено, что я Вам что-то и напутал, это так, для первого приближения. Лучше всего взять все  книги (Октоитих, Минею, Триоди, Псалтирь) и посидеть, разобрать все.
 
 
 
Александр


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]