Брак с иноверцем противоречит евхаристической природе Церкви.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Маврикий 17:54:38 30/06/2000
в ответ на: а с православными?, отправлено Алексей Чумаков 04:03:35 30/06/2000
 
>>> Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников....
 
>
 
> Св. преподобномученица Елизавета, моли Бога о нас...
 
> Нельзя одновременно принадлежать и Телу Христову и телу еретика.
 
 
Церковь всегда снисходительно относилась к браку, который был заключен между неверующими супругами до того, как один из них уверовал, и признавала законным тот брак. Об этом хорошо говорит апостол Павел (1Koр. 7, 8-16). Но верующий христианин, по апостолу Павлу, должен вступать в брак  «за кого хочет, только в Господе» (1Koр. 7, 39), т.е. за христианина. В первые три века бытия Церкви, это правило неукоснительно соблюдалось. Нарушение этого правила отдельными лицами рассматривался как личный грех брачующихся.
 
Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Браки, не объявленные в церковной общине, по свидетельству Тертуллиана, приравнивались к блуду. Тертуллиан писал, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Скрепить брак евхаристией с иноверцем невозможно.
 
Когда вера христианская в IV веке становится государственной, в Церковь вливаются большое количество людей не имеющих твердых христианских убеждений, внося в церковную ограду языческие обычаи. В это время неоднократно встречаются случаи нарушения со стороны членов церкви правил о браке. Например, из 14.  правила Четвертого Вселенского Собора видно, что в V веке была довольно распространена практика заключения браков между язычниками, еретиками и христианами. В 14 правиле Четвертого Вселенского Собора отцы Церкви указывают на ненормальность браков между православными и иноверцами. Хотя они делают допущение, что брак с иноверцем возможен при условии, «когда лице, сочетавающееся с православным лицем, обещает прейти в православную веру».
 
Шестой Вселенский Собор окончательно говорит о невозможности  бракасочетания с еретиками.
 
Более того, ни каноны, ни святые отцы, нигде, никогда и ни разу не говорят о  возможности церковного благословения (совершения таинства) над вступающими в брак с еретиками. Это просто невозможно исходя из природы Церкви. Когда каноны говорят о таких браках, то имеется в виду, что они заключены по законам империи через принятый в римском государстве договор.
 
В истории Русской Церкви впервые браковенчания лютеран с православными и католиков с православными стали допускаться с 18 века. Такое попущение стало возможным как результат жесточайшего государственного давления на Церковь, когда множество духовных лиц, сопротивляющихся «церковным реформам» Петра I, были репрессированы. До 1917 года церковь благословляла такие браки при условии, если брачующиеся обещают воспитывать детей в православной вере, кроме того, не каждый отдельный случай венчания надо было испрашивать разрешение то ли Синода, то ли архиерея. Практика церковных венчаний православных с еретиками – это искажение церковной жизни, а не норма.
 
То, что святая мученица Елисавета, еще будучи лютеранкой, была венчана таким браком не свидетельствует о канонической правильности и нормальности такого брака. Если следовать такой логике, то можно привести примеры из жизни царя мученика в подтверждение полезности табакокурения и карточной игры.
 
Потому и осуществляет Господь в мире сем свой замысел, который  возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.
 
С уважением Маврикий
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]