Re (3): "Нет власти не от Бога" (Рим. 13, 1)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено В.Свирелин 12:57:32 03/07/2000
в ответ на: Re (2): "Нет власти не от Бога" (Рим. 13, 1), отправлено Александр Иванов 08:27:37 03/07/2000
 
> Есть христианский закон: кесарю — кесарево, Божие — Богу.
 
...
 
> Наказание преступников — прерогатива государства, т.е. кесарево.
 
 
Александр!
 
Во-первых, если бы христиане всегда следовали заповеди о кесаревом и Божием! Вы, вероятно, помните, что одним из главных аргументов раннехристианских (периода гонений) апологий было то, что нельзя преследовать за веру. Не буду сейчас искать точные цитаты, но смысл их был таков: «Мы, христиане — вполне лояльные граждане (т.е. сполна готовы отдать кесарю кесарево), за что же вы нас преследуете? Только за веру? Но зачем?» Т.е. это были апологии «свободы совести и вероисповедания», выражаясь современным языком. Но стоило Церкви стать господствующей и получить поддержку властей — и увы, весь пафос Тертулиана, Иустина и проч. был отброшен как старый хлам :(( Что поделать, человеческий фактор... К чему это привело — хорошо известно: отдав некую часть Божиего кесарю, земная Церковь обрекла на многие страдания своих лучших членов (император православный — в ссылки и тюрьмы сажают еретиков, император-еретик — куда Макар телят не гонял отправляются православные, потом наоборот, потом опять наоборот и т.д. ...) Прп. Феодор Студит, например, таким образом (из-за чехарды на троне иконоборцев/иконопочитателей) раза четыре, кажется, отправлялся в ссылку и столько же возвращался (многие, впрочем, и не возвращались). Такова была цена той эйфории, которая царила в церковной среде при Константине Великом, и за которой не заметили, как отдали кесарю часть того, чего отдавать было нельзя... Взамен же, в процессе пресловутой «симфонизации», церковный институт получил часть «кесарева», т.е. мирской власти. И поэтому формула «не отрицания права» князей мира сего и отношение к той же казни, как прерогативе государства, верны только в ситуациях полной отделенности Церкви от этого самого государства. А если кесарево и Божие хотя бы отчасти смешано, то и часть ответственности за это кесарево берется...
 
 
> Приведите, пожалуйста, подтверждение негативного отношения Церкви к смертной казни преступников из Священного Предания.
 
 
Одним из главных аргументов противников смертной казни является, как известно, необратимость в таком случае судебной ошибки (например, когда успевают казнить несколько человек, пока поймают наконец истинного серийного убийцу, типа Чикатило). Примеров предотвращения таковой ошибки прямым или чудесным вмешательством святых весьма немало (свт. Николай и др. Нет времени искать, но помню. Согласитесь, это довольно распространненый сюжет агиографии). Этот довод против смертной казни имхо сильнейший, ибо казнь невинного — это не казнь, а убийство, против возможности которого нельзя не бороться. Да и примеров печалования и призывания власть имущих к милосердию со стороны святых тоже немало...
 
 
Честно говоря, очень трудно понять, почему многие люди (христиане) отрицательно реагируют на вопрос об отмене казни... Уж плохого-то в этом точно ничего нет. Психологическая загадка...


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]