Об Иуде Искариотском


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено В.Свирелин 19:18:23 03/07/2000
в ответ на: Истинное покаяние?, отправлено Александр Ладыгин 14:34:25 03/07/2000:

 
Прежде всего обратим внимание на тот факт, что из четырех евангелистов только Матфей говорит о его самоубийстве. Так что единственный текст для анализа таков:
 
 
> 3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,  4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.  
 
 
Мы видим, как сам Матфей указывает на причину раскаяния и возврата сребренников: «увидев, что Он осужден». Из этого вполне возможно заключить, что Иуда, помогая арестовать Иисуса, провоцировал Его, проверял для себя Его Божественность. И, убедившись, что Иисус «бессилен», разуверился в Нем окончательно и раскаялся в том, что предал «кровь невинную», т.е. обычного и ни в чем не виновного и даже очень хорошего человека, которого завистники теперь наверняка убьют... «Смотри сам» — презрительно бросили ему в ответ. И вот он, разачарованный в предполагаемом Мессии, да еще и неспособный никак помочь этому несчастному, которого своими руками предал мучителям, в отчаянии накладывает на себя руки... По сути, дейтвия Иуды, его проверка — та же, что сатаны, искушающего Христа в пустыне. Там тоже «если ты — Сын Божий», то давай — преврати камень в хлеб, бросься без вреда с крыши... И вот Иуда, в которого по слову Евангелия «вошел диавол», делает тоже самое — он сознательно предает Христа, чтобы убедиться экспериментально — если Он тот, за кого себя выдает, Он посрамит пытающихся арестовать его! Вот эта дьявольская ловушка, отвергнутая Христом в пустыне, и явилась роковой для Иуды, и он погибает в полном неверии (хотя момент человеческого раскаяния в предании неповинного присутствует, и Матфей говорит об этом недвусмысленно). Традиционная точка зрения на «сребролюбие» (наполняющая, в частности, гимнографию), которая зиждется на одном замечании Иоанна Богослова, что Иуда «был вор», имхо все же не полна и не достаточна, ведь и сумма уж больно маловата, да и единственный рассказ Матфея о возврате денег и гибели не вполне с этим согласуется... Думаю, что здесь речь о более глубоком и страшном искушении ("не искушай Господа Бога твоего!"), которому поддался этот несчастный и которое его погубило...
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]