Из слова свт. Иоанна Златоуста “К враждующим против монашеской жизни” (В. Свирелину)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 21:14:10 03/07/2000:

 
Из слова свт. Иоанна Златоуста
 
“К враждующим против монашеской жизни”:
 
 
Конечно, если бы зло состояло только в том, что святые Божии и дивные мужи бывают схватываемы и терзаемы, влекомы на судилища и подвергаемы побоям и другим страданиям, а на главу виновников такого буйства не обращалось никакого вреда; то я не только не стал бы скорбеть о случившемся, но еще весьма много и с удовольствием посмеялся бы этому. Так малые дети, когда безвредно бьют матерей, возбуждают большой смех в тех, кого они бьют, и чем с большей раздражительностью делают это, тем более доставляют матерям удовольствие, так что они заливаются и надрываются от смеха; когда же дитя, делая это часто и порывисто, поранит себя или булавкой, воткнутой в матерней одежде около пояса, или иголкой на груди матери, задевшей за руку дитяти: тогда уже мать, перестав смеяться, предается скорби больше самого пораненного и то лечит рану, то с сильной угрозою запрещает ему делать это впредь, чтобы опять не потерпеть того же самого.
 
 
Так же и мы поступили бы, если бы видели в том деле детскую раздражительность и удар младенческий, не причиняющий им большого вреда. Но так как эти люди, хотя теперь, в пылу гнева, не предчувствуют, но спустя немного будут плакать, стонать и рыдать, не таким рыданием, как малые дети, но тем, что во тьме кромешной, что в огне неугасимом; то и мы со своей стороны сделаем то же, что матери, с тем только различием от них, что не с угрозой и бранью, как они, но с ласковостью и полной любовью скажем этим детям: “от этого святым мужам нет никакого вреда, напротив, еще высшая награда и большее дерзновение; если мы станем говорить о будущих благах, вы, может быть, будете смеяться, так как привыкли всегда над этим смеяться; а настоящему, хотя бы вы в тысячу раз более любили смеяться, вы непременно поверите, потому что не можете не верить, если бы и хотели, когда самые дела говорят против вас”.
 
 
Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы, и поносят, и пронесут имя ваше, яко зло, Сына человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день, и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небеси (Лк. 6, 22,23). Итак, если перенесение страданий и злословий доставляет награду страждущим и злословимым, то препятствующий им страдать и слушать злословия доставляет пользу не им, а тем, которые говорят и делают зло. Им, напротив, причиняет он вред, лишая их высшей награды и отнимая у них основание большей радости и ликования, так что для них надлежало бы (нам) молчать и дать совершиться тому, что приготовляет им великое обилие благ и наибольшее дерзновение. Но так как мы члены друг друга, то, хотя бы сами они и отвергали дар, нам при таком взаимном отношении не должно, заботясь об одной части, оставлять без внимания другую. У тех (отшельников), если они теперь и не пострадают, будет иной случай заслужить добрую славу, а эти, если не прекратят вражды против них, не смогут уже спастись.
 
 
(Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Том 1, кн.1. “К враждующим против монашеской жизни”, стр. 45, 48-50)


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]