Re: И по поводу нашей дискуссии о смертной казни


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено В.Свирелин 17:33:10 04/07/2000
в ответ на: И по поводу нашей дискуссии о смертной казни (В. Свирелину), отправлено Александр Иванов 21:56:05 03/07/2000
 
Александр!
 
Обоснование (и вполне доказательное) неизбежности властного насилия в условиях «мира во зле» все же не является обоснованием неизбежной необходимости конкретно смертной казни. Кстати в приведенном Вами рассказе о кн. Владимире слова «казнь» и «казнить» употребляются в изначальном смысле «наказать» (это ж однокоренные слова), т.е. «казнь» по славянски означает всё — и порку на площади, и посадку в темницу, и лишение головы...
 
Такая разновидность казни, как предание смерти, имеет все же свои особенности — в частности, обязательное наличие исполнителя. В евангельском рассказе о прелюбодейке мы видим, что Христос бросает вызов именно исполнителям: кто без греха — приступи к исполнению... Это тоже серьезная нравственная проблема — проблема палача. Если бы она решалась просто «исполнением обязанностей», то и вопрос Господа не возымел бы такого действия: можно было спокойно кидать камни — я же только исполняю приговор Закона, а не свой, и при чем тут мои личные грехи? Значит, не так все просто...
 
Кстати, в руководстве к изучению Св. Писания архиап. Аверкия толкование этого эпизода сводится к тому, что вопрос приведших блудницу аналогичен вопросу о подати кесарю, т.е. чистая провокация — положительный ответ Иисуса (бить камнями) был бы подан как антиримский (ибо права приводить в исполнение смертный приговор иудеи были лишены), а отрицательный — как разрушение закона. Ответ Христа, как и в случае с податью, оставил их ни с чем. Ну что ж, толкование вполне имеющее основание (Евангелист же указывает, что их целью было найти, в чем обвинить Иисуса), но недостаточное. Как и в эпизоде с податью Господб не только разрушает замысел провокаторов, но и дает ответ, имеющий великое и вечное значение, перерастающее рамки конкретной ситуации. Для меня лично вызов «кто без греха — бросай» означает не только невозможность самому быть палачом, но и возможность просить мирскую власть не казнить смертию, а, если сие необходимо, изолировать опасного человека, все дальнейшее предоставив Богу и ему самому.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]