Меч — символ "империума"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Юрий Аммосов 14:02:25 05/07/2000
в ответ на: Re: Очень интересная логика, отправлено Александр Иванов 13:50:32 05/07/2000
 
>> 1) в описываемую эпоху МЕЧОМ НЕ КАЗНИЛИ. Римских граждан вообще казнить не могли
 
>
 
> А, простите, что делали мечом в описываемую эпоху начальники, не напрасно меч носящие? Юра, при всем уважении к Вам, позвольте Вам относительно римлян не поверить.
 
 
А вы вспомните, что носили ликторы. Топорик и розги. Это и были инструменты отправления правосудия. Меч же был символом «империума», власти по происхождению военной и абсолютной (полу-царской, де факто).
 
 
Апостол Павел, судя по всему, адресовал аналогию не к гражданским властям Рима, а к полномочиям провинциальных властей, которые как раз были по своей сути полувоенными, особенно в несенатских провинциях, либо сохраняли следы эллинистических монархий, как, например, в Сирии, откуда был родом ап. Павел. Меч на греческом Востоке (наряду с диадемой) символизировал именно царскую власть потомков диадохов Александра Великого.
 
 
Мы, к сожалению, не так много знаем об управлении в период Клавдия, Август и Веспасиан куда лучше документированы, а Клавдий — период во многом переходный. Но из того, что есть, можно думать, что Павел говорил о том, что начальник «именем меча» имеет право отдавать обязательные распоряжения вообще.
 
 
Письма-то писались в основном к людям восточного же происхождения, и для них эта аллюзия была куда прозрачнее, чем для нас — но вовсе не обязательно  означала «смертная казнь голова-с-плеч». Не принято было у жителей римской ойкумены головы рудить, ну что уж поделаешь. Варварский (не-античный) это обычай — казнь мечом.
 
 
>Апостол Павел был гражданином Рима, он был казнен.
 
 
По легенде. А по одному из ранних Отцов (Иринею, кажется) — сослан в Испанию.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]