Отправлено Юрий Аммосов 14:43:08 05/07/2000в ответ на: Неубедительно, отправлено Александр Иванов 14:18:48 05/07/2000> Простите, Юрий, Ваши аргументы очень шатки. Их можно выразить так: свидетельств осталось мало, поэтому можно думать все, что угодно. Гипотеза о том, что начальник носит меч, чтобы его именем просить римлян не хулиганить, мне понравилась. Но серьезно отнестись к ней я не могу. Вы смотрите на древний мир глазами современного человека Наоборот. Как раз их глазами. Что попробую еще чуть-чуть развернуть сейчас. >, поэтому Вам и кажется, что «воспитанные римляне не могли казнить себе подобных». Воспитанность тут ни при чем. Казнили за милую душу (с Гракхов до Коммода, римская история прямо-таки сплошная цепочка кровопролитиев), но только неграждан. Унтерменшей, если угодно. Это общее правило всего древнего мира, полноправные люди — только люди из своего полиса. Почитайте Плутарха, скажем, там это очень красноречиво звучит. Поэтому высшей мерой и было ИЗГНАНИЕ, за пределами своего города человек сразу становился бесправным изгоем. Учтите, что мы говорим именно о ЗАКОННЫХ КАЗНЯХ. Убийства в ходе проскрипций — не казнь, а расправа. >Но законы, обычаи и нравы древнего мира были другими, отличными от наших. И не всегда хуже. Видите ли, Саша, вы как раз подходите к проблеме с аналогиями дня сегодняшнего. А ведь даже в нашей жизни казнь мечом — новинка очень поздняя, века так 15 самое ранее, причем пришедшая вероятнее всего из-за рубежа (бошки рубили и в Западной Европе, и на Востоке, а у нас такой практики не наблюдалось, см. русские Правды в разных редакциях). При анализе чужой действительности просто необходимо преодолевать стереотипы своего времени и воспитания (именно этот стереотип вы сейчас и озвучиваете, у вас просто в голове не умещается, что «меч» не всегда = «голова с плеч»). А это можно делать, только изучая источники. Случаев же казни через порубление мечом в греко-римских источниках указанной эпохи НЕТ. Конец фильма. >>>Апостол Павел был гражданином Рима, он был казнен. >> По легенде. А по одному из ранних Отцов (Иринею, кажется) — сослан в Испанию. > То, что Вы называете «легендой» относится к Церковному Преданию. А оно говорит о том, что 11 апостолов были убиты за проповедь Христа. Ссылка в Испанию могла ведь предшествовать казни. По легенде, Павел был казнен именно в Риме. Кстати, две версии и Евсевий, помнится, упоминает. Так что это весьма позднейшее предание. Кстати, если вы вспомните Деяния Апостолов, то там есть эпизод, когда Павел сообщает судьям, что он римский гражданин. Припомните, какой переполох после этого поднялся?