Стереотипы


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Юрий Аммосов 14:43:08 05/07/2000
в ответ на: Неубедительно, отправлено Александр Иванов 14:18:48 05/07/2000
 
> Простите, Юрий, Ваши аргументы очень шатки. Их можно выразить так: свидетельств осталось мало, поэтому можно думать все, что угодно. Гипотеза о том, что начальник носит меч, чтобы его именем просить римлян не хулиганить, мне понравилась. Но серьезно отнестись к ней я не могу. Вы смотрите на древний мир глазами современного человека
 
 
Наоборот. Как раз их глазами. Что попробую еще чуть-чуть развернуть сейчас.
 
 
>, поэтому Вам и кажется, что «воспитанные римляне не могли казнить себе подобных».
 
 
Воспитанность тут ни при чем. Казнили за милую душу (с Гракхов до Коммода,  римская история прямо-таки сплошная цепочка кровопролитиев), но только неграждан. Унтерменшей, если угодно. Это общее правило всего древнего мира, полноправные люди — только люди из своего полиса. Почитайте Плутарха, скажем, там это очень красноречиво звучит. Поэтому высшей мерой и было ИЗГНАНИЕ, за пределами своего города человек сразу становился бесправным изгоем.
 
 
Учтите, что мы говорим именно о ЗАКОННЫХ КАЗНЯХ. Убийства в ходе проскрипций — не казнь, а расправа.
 
 
>Но законы, обычаи и нравы древнего мира были другими, отличными от наших. И не всегда хуже.
 
 
Видите ли, Саша, вы как раз подходите к проблеме с аналогиями дня сегодняшнего. А ведь даже в нашей жизни казнь мечом — новинка очень поздняя, века так 15 самое ранее, причем пришедшая вероятнее всего из-за рубежа (бошки рубили и в Западной Европе, и на Востоке, а у нас такой практики не наблюдалось, см. русские Правды в разных редакциях). При анализе чужой действительности просто необходимо преодолевать стереотипы своего времени и воспитания (именно этот стереотип вы сейчас и озвучиваете, у вас просто в голове не умещается, что «меч» не всегда = «голова с плеч»). А это можно делать, только изучая источники. Случаев же казни через порубление мечом в греко-римских источниках указанной эпохи НЕТ. Конец фильма.
 
 
>>>Апостол Павел был гражданином Рима, он был казнен.
 
 
>> По легенде. А по одному из ранних Отцов (Иринею, кажется) — сослан в Испанию.
 
 
> То, что Вы называете «легендой» относится к Церковному Преданию. А оно говорит о том, что 11 апостолов были убиты за проповедь Христа. Ссылка в Испанию могла ведь предшествовать казни.
 
 
По легенде, Павел был казнен именно в Риме. Кстати, две версии и Евсевий, помнится, упоминает. Так что это весьма позднейшее предание.
 
 
Кстати, если вы вспомните Деяния Апостолов, то там есть эпизод, когда Павел сообщает судьям, что он римский гражданин. Припомните, какой переполох после этого поднялся?
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]