Отправлено Александр Ладыгин 16:20:19 07/07/2000в ответ на: Может, отправлено Александр Иванов 15:26:13 07/07/2000> Александр, Вы спорите не со мной, а со свт. Игнатием. Почитайте его слово «О чтении святых отцов». Там ясно написано, что читать отцов жизненно необходимо, но при этом нужно читать то, что написано христианам нашего образа жизни. Если я, к примеру, читаю советы безмолвникам, то какая в том мне польза? Польза хотя бы в том, что Вы будете знать и о таком подвиге и удивляться той высокой жизни, то есть, иметь пример и сравнивать со своей жизнью и знать, что исправлять. >Одна пагубная мечтательность развивается. Изучать святоотеческое наследие нужно с учетом непременного практического применения к себе их советов. Ну, это как инструкцию к кофемолке что ли? Вот те же «Божественные гимны» Св. Симеона да нет там никаких советов, он Бога там воспевает! И если я так не могу воспевать, значит не читать как другие это делали, при чем тут мечтательность? Почему такая приниженность Предания только как практическое применение? Да и как Вы сами пишете как я могу вообще что-то из этих советов применить к себе, падшему? Польза из такого чтения уже хотя бы в том, что видишь дистанцию где ты и где они. >Такова, мне кажется, мысль свт. Игнатия. Поправьте, если ошибаюсь. > > Второе. Не надо быть «семи пядей во лбу», чтобы не видеть гибельное состояние христианства сегодня. Тот же свт. Игнатий в прошлом веке писал поистине страшные слова о христианстве в его время, что уж сказать о нас? Образ жизни современных христиан, как нищих, подбирающих крохи со стола, начертанный Святителем, очень точен. Да, я грамотный, ученый, исполнен внешнего благочестия, но внутри пустой и прельщенный. В том и дело, что св. отцы таковыми и себя считали, то есть не лицемерно, а истинно считали себя грешниками каких свет не видывал. И в этом смысле ситуация мало изменилась, Вы не считаете? Я хочу сказать, что Христос дал такой категорический императив, такой нравственный максимум, который никому не в силах выполнить и никакие тут ступеньки и последовательные приближения не помогают и в этом смысле наши времена может быть ничем не отличаются от прочих времен (хотя это я наверное загнул, но про гибельное состояние мы можем прочитать еще и в посланиях апостолов, то есть во времена отнюдь не последние, так что эта проблема всегда была). Самость мешает мне признаться в собственном новоначалии. Кто, я не пойму отцов? Да я... Читаю. Во, слова все знакомые, все вроде даже понятно. Да тот ли смысл, что вложен святым автором? Да неужто я, духовное зрение которого зашорено многочисленными грехами и страстьми, я, не положивший и начало покаянию, неужели я смогу ясно видеть духовный смысл читаемого, если писано это людям несравненно более высокой и чистой жизни, чем я? Извините, ложная скромность, даже вредная. И вот почему вспомните молитвы перед причастием «Во причастие святынь Твоих како дерзну недостойный? Аще бо дерзну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний: и осуждение исходатайствую многогрешной души моей», и тем не менее причащаюся. Так же и здесь, ничего не понимаю, но читаю. От Ваших слов впечатление какого-то механицизма, веры, как какой-то системы необходимых упражнений. А как же Бог? Зачем тогда читают перед утренним и вечерним правилом молитву...о ДАРОВАНИИ молитвы? Нашего ничего нет, НИ МОЛИТВЫ, НИ РАЗУМЕНИЯ, НИЧЕГО, но все может быть в дар от Бога. >Конечно, нет. Поэтому важен порядок в чтении писаний святоотеческих. Значит, Вы хотите "отсутствие духовного зрения.....зашоренного и так далее, страстность...., отсутсвие покаяния...." заменить порядком чтения книг? Да молитесь перед чтением, чтобы Бог сам Вас просветил, человек начинает, а Бог совершает. Поэтому крайне желательно найти рассудительного духовника, который сможет указать этот порядок чтения. Да где Вы такого сейчас найдете? Посмотрите, что творится в дискуссиях про ИНН и прочие современные искушения! В храмах сотни людей, а священников единицы, а сколько из них рассудительные? Да разве на всех найти рассудительных духовников? Начинать нужно с букваря. И терпеливо рисовать палочки, прежде изучения чистописания. А как тогда вообще Евангелие читать? Сначала толкования, а потом оригинал? Сначала детскую Библию, с картинками? Мне 35 лет, я крестился только недавно, у меня трое детей, жена не работает, мне семью кормить надо, детей правильно воспитать, у меня уже нет ни времени ни сил на букварь и у большинства моего поколения его нет, нас из учебки сразу на передовую бросили, разбирайтесь сами. В этом и есть особенность нашего времени, когда люди без корней (вырваны), без традиций (упразднены и осмеяны, если не хуже) начинают жизнь практически заново.
- Re (2): Может Александр Иванов 20:32:31 07.07.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]