Отправлено Александр Иванов 21:17:54 07/07/2000в ответ на: Re: Может, отправлено Александр Ладыгин 16:20:19 07/07/2000Дорогой Александр, не имею достаточно времени, да и желания, продолжать этот спор. Поэтому отвечу на Ваше сообщение лишь несколькими замечаниями, Вы уж меня простите. Мой пример: >> Если я, к примеру, читаю советы безмолвникам, то какая в том мне польза? Вы пишите: > Польза хотя бы в том, что Вы будете знать и о таком подвиге и удивляться той высокой жизни, то есть, иметь пример и сравнивать со своей жизнью и знать, что исправлять. Свт Игнатий (приведу еще раз, простите за длинную цитату): «Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, — мысли твои находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими». Как видите, противоречие. А теперь смотрите. Маленькая статья почти современного нам святого а как по-разному мы с Вами ее читаем. Выводы делаем разные. А что уж говорить про труды древних святых? >>Одна пагубная мечтательность развивается. Изучать святоотеческое наследие нужно с учетом непременного практического применения к себе их советов. > Ну, это как инструкцию к кофемолке что ли? Вот те же «Божественные гимны» Св. Симеона да нет там никаких советов, он Бога там воспевает! И если я так не могу воспевать, значит не читать как другие это делали, при чем тут мечтательность? Почему такая приниженность Предания только как практическое применение? Не вижу ничего унизительного для Предания в практическом воплощении советов, предназначенных для тебя. Наша цель не знания, а спасение. А смирение образуется не от теоретического ознакомления с высокими подвигами, а от собственных шишек и ссадин на пути реализации тех советов, которые нам адресованы. Что касается «Божественных гимнов» ничего не могу сказать, духовник не благословил читать. Прочие труды преп. Симеона пожалуйста, а «гимны» нет, рано, не по разуму. >> Второе. Не надо быть «семи пядей во лбу», чтобы не видеть гибельное состояние христианства сегодня. Тот же свт. Игнатий в прошлом веке писал поистине страшные слова о христианстве в его время, что уж сказать о нас? Образ жизни современных христиан, как нищих, подбирающих крохи со стола, начертанный Святителем, очень точен. Да, я грамотный, ученый, исполнен внешнего благочестия, но внутри пустой и прельщенный. > > В том и дело, что св. отцы таковыми и себя считали, то есть не лицемерно, а истинно считали себя грешниками каких свет не видывал. И в этом смысле ситуация мало изменилась, Вы не считаете? Не считаю. То, что святой посчитал себя хуже всех, совсем не значит, что он такой и есть. Маленькое пятнышко на одежде аккуратного человека печалит его, и ему уже нет дела до остальных, он считает себя грязным. И это не лицемерие. И оттого, что я также признАю себя грязным, размер моих жирных пятен не сравнится с пятнышком святого. > (хотя это я наверное загнул, но про гибельное состояние мы можем прочитать еще и в посланиях апостолов, то есть во времена отнюдь не последние, так что эта проблема всегда была). Свт. Игнатий о нашем времени: «Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена нам предшествовавшие» «Не от кого ожидать возстановления христианства! Сосуды Святаго Духа изсякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и возстановляемо только Его орудиями». > Извините, ложная скромность, даже вредная. И вот почему вспомните молитвы перед причастием «Во причастие святынь Твоих како дерзну недостойный? Аще бо дерзну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний: и осуждение исходатайствую многогрешной души моей», и тем не менее причащаюся. Так же и здесь, ничего не понимаю, но читаю. Простите, не вижу аналогии между принятием Святых Тайн и чтением святоотеческих наставлений. «Ничего не понимаю, но читаю» это Вы хорошо сказали. Упаси Бог от такого чтения. > От Ваших слов впечатление какого-то механицизма, веры, как какой-то системы необходимых упражнений. А как же Бог? Зачем тогда читают перед утренним и вечерним правилом молитву...о ДАРОВАНИИ молитвы? Нашего ничего нет, НИ МОЛИТВЫ, НИ РАЗУМЕНИЯ, НИЧЕГО, но все может быть в дар от Бога. Механицизм как раз заключается в словах «ничего не понимаю, но читаю». Разумеется, чтение Св. Предания должно сопровождаться молитвой о вразумлении. Но зачем искушать Бога, приступая к чтению высшей математики, не умея решать элементарные задачи по геометрии? Вы ведь, простите, не прыгаете с пятого этажа с молитвой о мягкой посадке? А постепенно спускаетесь по лестнице. > Поэтому крайне желательно найти рассудительного духовника, который сможет указать этот порядок чтения. > > Да где Вы такого сейчас найдете? Посмотрите, что творится в дискуссиях про ИНН и прочие современные искушения! В храмах сотни людей, а священников единицы, а сколько из них рассудительные? Да разве на всех найти рассудительных духовников? И все-таки они есть. Молиться надо о даровании духовника. А отличить рассудительного батюшку несложно. Такие духовники очень терпеливо выслушивают и очень осторожно советуют, не требуя бесприкословного послушания. > Начинать нужно с букваря. И терпеливо рисовать палочки, прежде изучения чистописания. > > А как тогда вообще Евангелие читать? Сначала толкования, а потом оригинал? Сначала детскую Библию, с картинками? В общем-то так, толкования почитать очень полезно, вместо того, чтобы позволять своему лжеименному разуму понимать Божественное Писание, как ему заблагорассудится. > Мне 35 лет, я крестился только недавно, у меня трое детей, жена не работает, мне семью кормить надо, детей правильно воспитать, у меня уже нет ни времени ни сил на букварь и у большинства моего поколения его нет, нас из учебки сразу на передовую бросили, разбирайтесь сами. > В этом и есть особенность нашего времени, когда люди без корней (вырваны), без традиций (упразднены и осмеяны, если не хуже) начинают жизнь практически заново. Именно поэтому Вам нужно выбирать наиболее полезные и необходимые святоотеческие книги, советами которых Вы могли бы руководствоваться во время «боевых действий». Простите. С уважением, Александр Иванов.