Не знаю, поможет ли это...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Марина 16:01:34 10/07/2000
в ответ на: ;)) внутренние помещения, отправлено Макс 09:18:21 10/07/2000:

 
Перепечатала из книги «Законъ Божий для семьи и школы»
 
===
 
Храм и его устройство
 
 
Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.
 
 
Как  ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на 3 части: святое святых, святилище и двор, так и рпавославный христианский храм делится на 3 части: алтарь, средняя ачсть храма и притвор.
 
 
Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство небесное.
 
 
В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое; с этого момента Христос открыл врачта Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.
 
 
Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
 
 
Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.
 
 
Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от него возсиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока (т.е. Восток свыше); »Восток имя Ему".
 
 
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного мобытия или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.
 
 
Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, что означает, что церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, вияет в этом мире.
 
 
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу Церкви — Иисус Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают 2 естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Св. Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и 12 апостолов, а иногда строят и большее число глав.
 
 
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, т.е. башня, на которой висят колокола.
 
 
Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Само слово алтарь означает «возвышенный жертвенник».
 
 
Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посредине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и вернею — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
 
 
На престоле находитятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.
 
 
Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и обязательно с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершелась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии. (Слово антимин греческое и означает «вместопрестолие»).
 
 
За престолом стоит семисвечник, т.е. подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.
 
 
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одежою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения.
 
 
С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.
 
 
Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.
 
 
В иконостасе есть три двери или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.
 
 
Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат — икона Божией Матери. Напрво от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери — северная дверь. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, т.к. через них чаще всего проходят диаконы.
 
 
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед в среднюю часть храма. Это возвышение называется солеею. Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим Святое Причастие.
 
 
По краям солеи около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
 
В храме также имеется канунник, так именуется низенький столик, на котором  стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные Богослужения.
 
=======


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]