Отправлено Марина 16:01:34 10/07/2000в ответ на: ;)) внутренние помещения, отправлено Макс 09:18:21 10/07/2000:Перепечатала из книги «Законъ Божий для семьи и школы» === Храм и его устройство Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале скиния) разделялся на 3 части: святое святых, святилище и двор, так и рпавославный христианский храм делится на 3 части: алтарь, средняя ачсть храма и притвор. Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство небесное. В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое; с этого момента Христос открыл врачта Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему. Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от него возсиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока (т.е. Восток свыше); »Восток имя Ему". Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного мобытия или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, что означает, что церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, вияет в этом мире. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу Церкви Иисус Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают 2 естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы три Лица Св. Троицы; пять глав Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь глав семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав девять чинов ангельских, тринадцать глав Иисуса Христа и 12 апостолов, а иногда строят и большее число глав. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, т.е. башня, на которой висят колокола. Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Само слово алтарь означает «возвышенный жертвенник». Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посредине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею белою, из полотна, и вернею из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители. На престоле находитятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и обязательно с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершелась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии. (Слово антимин греческое и означает «вместопрестолие»). За престолом стоит семисвечник, т.е. подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одежою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения. С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение. Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В иконостасе есть три двери или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат икона Божией Матери. Напрво от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери северная дверь. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, т.к. через них чаще всего проходят диаконы. Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед в среднюю часть храма. Это возвышение называется солеею. Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим Святое Причастие. По краям солеи около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. В храме также имеется канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные Богослужения. =======
- Прошу прощения за многочисленные опечатки. Марина 16:18:12 10.07.2000 (1)
- Re: Прошу прощения за многочисленные опечатки. Макс 08:29:26 11.07.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]