Re (4): Историзм, etc...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Юрий Аммосов 10:28:15 12/07/2000
в ответ на: Re (3): Историзм, etc..., отправлено Алексей Чумаков 03:16:20 11/07/2000
 
>>Константин был действительно по крови уже далеко не римлянином (да еще и арианцем) — факт.
 
 
> Ну так ли уж и далеко? И какая собственно разница, кажется национального ценза они не признавали.
 
 
Никак нет, совершенно верно.
 
 
>То что он был арианином, неправда — он был крещен на смертном одре еп. Евсевием, который действительн о поддерживал арианскую партию, но в момент того крещения пребывал в мире (пусть, вероятно, лицемерном) с Церковью.
 
 
ОК, пусть так — не буду настаивать.
 
 
>>Казнили в ранней Византии совсем нечасто, так что святым отцам особо и обсуждать нечего было
 
 
> Не знаю откуда сведения о частоте казней, но определенно казнили — и в Византии и в иных прочих странах.
 
 
Дых из источников — тех же житий в том числе.
 
 
>>Войны вообще к казням и к убийствам никакого отношения не имеют
 
 
> Вот именно. Поэтому я тут некоторым и возразил насчет неправомочности цитирования Декалога  всвязи со смертной казнью: это очевидным образом не убийство.
 
 
В общем и да и нет — возражения против смертной казни суть в том, что а) «мне отмщение и аз воздам» б) судебную ошибку не исправишь.
 
 
>>Давайте вы дадите мне паузу и сами сделаете позитивный ход — сообщите нам, что Великие Отцы ПИСАЛИ о смертных казнях, а не то, чего они НЕ ПИСАЛИ.
 
 
> Какой хитрый. Понимаете, Юрий, вот смысл моего рассуждения: некто пытается подвести принципиальные, чуть не догматические соображения под запрет смертной казни. А я говорю — ну если дело действительно серьезно, ну хоть какой-никакой из св. Отцов написал бы про то в негативном смысле? Ведь у них много писаний не то что на догматические темы — но и на темы нравственности.
 
 
Ну Леша, это некорректно. Отцы писали на темы, которые волновали их и их корреспондентов. Догматическо боголсовие оставим, возьмем нравственное. Много ли у них поучений относительно супружеской жизни? Совсем немного в общей массе. С чем это связано? Да в общем скорее всего с тем, что Отцы обычно монашествовали и с данной проблематикой не особенно сталкивались. Аналогично: если они не писали о смертных казнях, это может быть обсловлено или 1) тем, что казнили мало и не во все периоды, или  2) тем, что они не считали проблематику актуальной 3) тем, что казни были непубличны, и они о них ничего не знали, или 4)... То есть чтобы знать, что они думали о смертной казни, надо именно смотреть, что они писали о смертной казни. вот вы, например, смотрите на автора 5 в. (правильно?)
 
 
> Вот например цитированный тут блаж. Феофилакт (он обычно сокращает Златоуста) — «Быть может, скажет кто-нибудь, что Петр поступил с ними жестоко; но какая тут жестокость? Если был побит камнями собиравший вопреки закону дрова, то много более (должен быть наказан) святотатец; потому что деньги эти были священны.»
 
 
В этот период, однако, мученичество было уже редко.
 
 
> Ну известны еще конечно святые типа преп. Иосифа с его «Просветителем», но понимаю что их свидетельство можно оспорить (как оспорил его Св. Нил и его сторонники).
 
 
Это 15 век, и отеческого консенсуса там не было: Иосиф требовал казней (и то подконец жизни сменил позицию), а св. Нил покаяния... а мы чтим обоих.
 
 
>Есть свидетельство и древних египетских подвижников — может припомните рассказ о том разбойнике, что обратился и много лет подвизался монахом в пустыне, укрываемый настоятелями. Но ему несколько раз являлся один из убитых им отроков, спрашивая — зачем ты убил меня? Так вот, после многих лет покаяния и высокой молитвенной жизни оный бывший разбойник испросил себе разрешения отправится в город, где он злодействовал в юности, открылся, и был казнен.
 
 
Тут я вижу опять-таки принятие меры без спора о ней: тому, кто осудил себя, мирская кара уже безотносительна, смертная казнь здесь выступает как мерило глубины покаяния. Вот эту ее функцию мы, кстати, пока не обсуждали.
 
 
Впрочем, я склонен согласиться с вашим предложением о прекращении библиографических розысков: в конечном итоге, спор у нас идет об идеальной политии, а взыскующие Царства вполне согласятся в том, что земное правление может стремиться к совершенству, но достичь его не в силах. Смертная казнь, вероятно, одно из таких узких мест, где справедливость и милосердие, отправляемые людьми, находятся в нестойком равновесии.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]