Отправлено Юрий Аммосов 10:28:15 12/07/2000в ответ на: Re (3): Историзм, etc..., отправлено Алексей Чумаков 03:16:20 11/07/2000>>Константин был действительно по крови уже далеко не римлянином (да еще и арианцем) факт. > Ну так ли уж и далеко? И какая собственно разница, кажется национального ценза они не признавали. Никак нет, совершенно верно. >То что он был арианином, неправда он был крещен на смертном одре еп. Евсевием, который действительн о поддерживал арианскую партию, но в момент того крещения пребывал в мире (пусть, вероятно, лицемерном) с Церковью. ОК, пусть так не буду настаивать. >>Казнили в ранней Византии совсем нечасто, так что святым отцам особо и обсуждать нечего было > Не знаю откуда сведения о частоте казней, но определенно казнили и в Византии и в иных прочих странах. Дых из источников тех же житий в том числе. >>Войны вообще к казням и к убийствам никакого отношения не имеют > Вот именно. Поэтому я тут некоторым и возразил насчет неправомочности цитирования Декалога всвязи со смертной казнью: это очевидным образом не убийство. В общем и да и нет возражения против смертной казни суть в том, что а) «мне отмщение и аз воздам» б) судебную ошибку не исправишь. >>Давайте вы дадите мне паузу и сами сделаете позитивный ход сообщите нам, что Великие Отцы ПИСАЛИ о смертных казнях, а не то, чего они НЕ ПИСАЛИ. > Какой хитрый. Понимаете, Юрий, вот смысл моего рассуждения: некто пытается подвести принципиальные, чуть не догматические соображения под запрет смертной казни. А я говорю ну если дело действительно серьезно, ну хоть какой-никакой из св. Отцов написал бы про то в негативном смысле? Ведь у них много писаний не то что на догматические темы но и на темы нравственности. Ну Леша, это некорректно. Отцы писали на темы, которые волновали их и их корреспондентов. Догматическо боголсовие оставим, возьмем нравственное. Много ли у них поучений относительно супружеской жизни? Совсем немного в общей массе. С чем это связано? Да в общем скорее всего с тем, что Отцы обычно монашествовали и с данной проблематикой не особенно сталкивались. Аналогично: если они не писали о смертных казнях, это может быть обсловлено или 1) тем, что казнили мало и не во все периоды, или 2) тем, что они не считали проблематику актуальной 3) тем, что казни были непубличны, и они о них ничего не знали, или 4)... То есть чтобы знать, что они думали о смертной казни, надо именно смотреть, что они писали о смертной казни. вот вы, например, смотрите на автора 5 в. (правильно?) > Вот например цитированный тут блаж. Феофилакт (он обычно сокращает Златоуста) «Быть может, скажет кто-нибудь, что Петр поступил с ними жестоко; но какая тут жестокость? Если был побит камнями собиравший вопреки закону дрова, то много более (должен быть наказан) святотатец; потому что деньги эти были священны.» В этот период, однако, мученичество было уже редко. > Ну известны еще конечно святые типа преп. Иосифа с его «Просветителем», но понимаю что их свидетельство можно оспорить (как оспорил его Св. Нил и его сторонники). Это 15 век, и отеческого консенсуса там не было: Иосиф требовал казней (и то подконец жизни сменил позицию), а св. Нил покаяния... а мы чтим обоих. >Есть свидетельство и древних египетских подвижников может припомните рассказ о том разбойнике, что обратился и много лет подвизался монахом в пустыне, укрываемый настоятелями. Но ему несколько раз являлся один из убитых им отроков, спрашивая зачем ты убил меня? Так вот, после многих лет покаяния и высокой молитвенной жизни оный бывший разбойник испросил себе разрешения отправится в город, где он злодействовал в юности, открылся, и был казнен. Тут я вижу опять-таки принятие меры без спора о ней: тому, кто осудил себя, мирская кара уже безотносительна, смертная казнь здесь выступает как мерило глубины покаяния. Вот эту ее функцию мы, кстати, пока не обсуждали. Впрочем, я склонен согласиться с вашим предложением о прекращении библиографических розысков: в конечном итоге, спор у нас идет об идеальной политии, а взыскующие Царства вполне согласятся в том, что земное правление может стремиться к совершенству, но достичь его не в силах. Смертная казнь, вероятно, одно из таких узких мест, где справедливость и милосердие, отправляемые людьми, находятся в нестойком равновесии.